Navigation bar
  Print document Start Previous page
 278 of 584 
Next page End  

Воображение и личность
Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении
чрезвычайно существенным проявлением личности.
Прежде всего для характеристики личности и е¸ отношения к миру очень показательна степень
л¸гкости или трудности, с которой ей вообще да¸тся преобразование данного. Одни до такой степени
скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет
для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места,
даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их
взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная
ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей
неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности,
и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и е¸ отношения к миру.
Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию
данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования
действительности, которое характерно для его воображения.
Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролью, которую в воображении
данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой —
критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов
выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо
подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно
застилает пл¸нкой фантастики; с другой стороны — критическое, реалистическое воображение, которое
не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает
закономерности и тенденции развития объективной действительности.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях — у
одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому ид¸т
развитие воображения, играет направленность личности — интересы, создающие связанные с ними
специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности
человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической
деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области
художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключ¸н какой-то
«кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему.
Развитие воображения у детей
Существенную роль в развитии воображения играет совершающееся в ходе образовательной
работы активное освоение исторически складывающихся творений творческого воображения
человечества и развитие творческой активности реб¸нка в играх, конструктивной деятельности и т. п.
Широко распростран¸нное представление о том, что у детей воображение более развито, чем у
взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания
воображение начинает развиваться раньше отвлеч¸нного мышления и относительный удельный вес его
в жизни реб¸нка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при вс¸м том воображение у реб¸нка слабее,
чем у взрослого. «Отл¸т от действительности» детского фантазирования заключается главным образом
в том, что реб¸нок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности
и потому легко нарушает жизненную реальность. Видимое богатство детской фантазии является в
действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его
воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в н¸м сперва не столь
значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития реб¸нка.
Подтверждение этому положению можно найти и в экспериментальных данных. Так, опыты
Лобзина, который исследовал детское воображение, пользуясь методом развития темы и методом
дополнений Эббингауза, так же как и опыты самого Эббингауза, говорят о росте воображения с
возрастом. Киркпатрик же, пользовавшийся методом чернильных пятен, приш¸л к тому выводу, что
яркость воображения с возрастом уменьшается, так как число названий, даваемых детьми чернильным
пятнам, с возрастом снижается. Расхождение это вполне понятно, если учесть, что в первом случае
необходимо было проявить комбинаторные способности, которые у младших детей слабее, чем у
старших; во втором же случае показатели падали, очевидно, потому, что у детей с возрастом
Hosted by uCoz