Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 584 
Next page End  

сказывается уже в детских играх; в них же оно сначала и формируется.
Точно так же воображение проявляется и формируется и в других видах деятельности реб¸нка,
как-то конструктивная деятельность, рисование, музыка и т. д.
В дальнейшем процессе обучения воображение выполняет двойную функцию. Оно является, во-
первых, существенной предпосылкой для усвоения областей знания, требующих умения представить
себе конкретную ситуацию, которую реб¸нок не может воспринять в собственном опыте, как это имеет
место в отношении исторического прошлого при изучении истории или пространственно отдал¸нных и
резко отличных от окружения реб¸нка местностей при изучении географии. Воображение, во-вторых,
является существенной предпосылкой художественного воспитания. Лиш¸нный воображения реб¸нок
мало доступен воздействию искусства, которое в состоянии оказать исключительно глубокое
формирующее влияние на внутреннюю жизнь восприимчивого к нему субъекта, способного,
воспринимая, в собственном воображении воссоздать жизнь, которую воображение художника
запечатлело в художественном произведении.
Воображение имеет огромное значение в жизни, потому что мечта, создаваемая воображением,
стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе воплощение своей мечты,
тем с большей энергией идти к е¸ воплощению в жизни, бороться за е¸ осуществление. Поэтому
ошибкой была бы навеянная опасностями бесплодного фантазирования мысль о необходимости
подавлять воображение. Воображение нужно развивать; но, развивая, надо его должным образом
формировать.
Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является
расширение и обогащение опыта учащегося; только при этом условии его воображение будет
содержательным. Также важно ознакомление его с новыми сторонами объективной действительности,
которые на основе его узкого повседневного опыта должны представляться ему необычными; надо,
чтобы реб¸нок почувствовал, что действительным может быть и необыденное; в противном случае
воображение реб¸нка будет робким и стереотипным. Наша современная действительность
предоставляет для такой стимуляции воображения исключительные возможности, открывая каждый раз
в самой действительности фантастические перспективы; достаточно указать на превосходящую по
своей фантастической необычности любую сказку легендарную быль о подвигах советских полярников,
о лагере на льдине, дрейфовавшей у Северного полюса.
Не являются ли многие дела советских людей на фронте Великой Отечественной войны против
фашистских захватчиков фантастикой, более потрясающей чувство и выходящей за пределы всего
представляющегося реально возможным, чем любая легенда, созданная самым пылким воображением:
какое воображение могло бы придумать нечто более фантастическое и потрясающее, чем, например,
последние минуты героически закончившейся жизни краснофлотца Паникака, который, превратившись
уже сам в пылающий факел от объявшей его горючей жидкости, вместо того чтобы попытаться
затушить охватывающее его пламя, бросается на вражеский танк и уничтожает его в объявшем их обоих
пламени. И сколько других таких же легендарных дел! А между тем это действительность, наша
действительность, в атмосфере которой мы жив¸м.
Очень важно развивать у реб¸нка способность к критике и, в частности, критическое отношение
к самому себе, к собственным мыслям, иначе его воображение будет лишь фантастикой. Следует
приучать учащегося к тому, чтобы воображение его включалось в учебную работу, в реальную
деятельность, а не превращалось в оторванное от жизни праздное фантазирование, создающее лишь
дымовую завесу от жизни.
Существенно, чтобы воображение включилось в объективирующую его деятельность, а не стало,
превратившись в бесплодное фантазирование, уходом от деятельности и завесой от жизни. Нужно
культивировать способность «отл¸та от действительности», но такого, который вед¸т к более глубокому
проникновению в не¸. Для этого нужно воспитать сильное воображение, т. е. такое, которое может,
учитывая основные требования реальности, соблюдение которых является предпосылкой
осмысленности, вс¸ же преобразовать непосредственно данное, а не оставаться в рабской зависимости
от него. Умение подняться над непосредственно данным и в той же конкретно-образной форме, в
которой нам дана действительность в восприятии, преобразовать е¸ — не пут¸м нарушения, а с
соблюдением е¸ основных закономерностей, — это чисто человеческое свойство воображения
проявляется и формируется в многообразной творческой деятельности человека.
Глава X. Мышление
Hosted by uCoz