Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 584 
Next page End  

завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет
испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется
сознательно регулируемой операцией.
С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего
субъекта, напряж¸нное в начале и удовлетвор¸нное или разряж¸нное в конце. Вообще реальный
мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. В частности, поскольку
мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека,
эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение
человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его
окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере
включается и чувство.
Роль чувства в мыслительном процессе может быть различной в зависимости от того, какое
соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль,
нарушает субъективными элементами е¸ течение. Подчиняясь деспотическому господству слепого
чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством,
а не с объективной реальностью. Мысль, которая в основном следует «принципу удовольствия»
вопреки «принципу реальности», относится уже к области патологии. Но и в пределах нормального
мышления нередко случается, что мышление подчиняется «логике чувств», и мыслительный процесс,
теряя сво¸ познавательное значение, сводится к использованию формальных логических операций для
оправдания перед мыслью положений, которые установлены помимо не¸, будучи продиктованы
чувством и фиксированы в угоду ему. Вместо того чтобы взвешивать все «за» и «против» какой-нибудь
гипотезы, эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы,
говорящие в пользу желанного решения; решение вопроса совершается в плане чувства, а не мысли.
Мышление в таком случае служит не для того, чтобы прийти к решению проблемы, а лишь для того,
чтобы оправдать решение, в пользу которого говорят «доводы сердца» — чувства, интересы,
пристрастия, а не доводы разума.
Чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути, однако было бы в корне
неправильно на этом основании приписывать чувству вообще лишь отрицательную роль какого-то
дезорганизатора мысли или относить его вмешательство к области патологии. Когда в единстве
интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение
чувства прида¸т мысли бОльшую напряж¸нность, страстность, остроту. Мысль, заостр¸нная чувством,
глубже проникает в свой предмет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль.
Поскольку, далее, мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение
определ¸нных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремл¸нным солевым актом.
Разрешение задачи требует сплошь и рядом значительного волевого усилия для преодоления встающих
перед мышлением трудностей. Волевые качества личности, настойчивость и целеустремл¸нность имеют
поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной работе.
Эта сознательная целенаправленность существенно характеризует мыслительный процесс.
Осознание стоящей перед мышлением задачи определяет вс¸ течение мыслительного процесса. Он
совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление
соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение
которой направлен мыслительный процесс, и е¸ условиями. Совершающаяся таким образом проверка,
критика, контроль характеризует мышление как сознательный процесс.
Эта сознательность мысли
проявляется в своеобразной е¸ привилегии: только в мыслительном процессе возможна ошибка; только
мыслящий человек может ошибаться. Ассоциативный процесс может дать объективно
неудовлетворительный результат, неадекватный задаче, но ошибка, осознанная субъектом как таковая,
возможна лишь в
процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит
результаты мыслительного процесса с объективными данными, из которых он исходит. Отбрасывая
парадоксальность исходной формулировки, можно сказать, что, конечно, не сама по себе ошибка, а
возможность осознать ошибку является привилегией мысли как сознательного процесса.
Источники ошибок могут быть многообразны. Исследование, провед¸нное нашим сотрудником
А. С. Звоницкой (о психологии ошибок при решении учащимися VI—VIII классов алгебраических
задач), показало, что ошибки связаны прежде всего с частичным лишь уч¸том условий и — в
теоретических операциях, например при решении алгебраических задач, — с подменой опосредованных
связей непосредственными. Наряду с этим, вторичными источниками ошибок могут быть автоматизм
навыков, эмоциональные срывы, неадекватное речевое и наглядное оформление задачи. То же
Hosted by uCoz