Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 584 
Next page End  

исследование показало, что внешние признаки ошибки (например какая-то неправильность в
составлении уравнений) не определяют е¸ однозначно. Психологическая природа ошибки раскрывается
лишь из системы мыслительных операций, которые к ней привели, и тех, которые приводят к е¸
исправлению.
Так же как протекание, специфично и содержание мыслительного процесса: всякий
мыслительный процесс совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях —
специфическом содержании мышления. Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях.
Однако в реальном мыслительном процессе понятия не выступают в отреш¸нном, изолированном виде,
они всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами
представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, является всегда вместе с
тем и неким слуховым или зрительным образом.
Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а) в виде образных представлений о
вещах и их свойствах; б) в виде схем; в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление,
поскольку оно всегда является мышлением словесным.
Мыслительный процесс обычно включает в себя, в единстве и взаимопроникновении с
понятиями, во-первых, более или менее обобщ¸нные образы-представления. Не только отвлеч¸нное
значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и
выполнять более или менее существенные функции в мыслительном процессе, потому что образ
является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим
предмет. Мы поэтому можем мыслить не только отвлеч¸нными понятиями, но и образами, как это с
особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление.
Хотя теоретически в целях анализа можно и нужно различать абстрактное теоретическое мышление и
мышление наглядно-образное (см. дальше), и они в действительности отличаются друг от друга по
тому, что — понятие или образ — является в них преобладающим; однако в реальном мыслительном
процессе обычно в какой-то мере включаются и отвлеч¸нное понятие, данное в форме слова, и образ.
Образ,
как образ предмета,
имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или
представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определ¸нным значением, выраженным в
слове: он обозначает предмет. Когда мы наглядно, образно что-либо воспринимаем, мы осозна¸м
предмет; наглядно-чувственное содержание относится нами к предмету, который мы посредством него
воспринимаем. Это семантическое содержание является общим знаменателем для образа и слова-
понятия; их семантическая общность преодолевает обычное противопоставление логически-
понятийного и образно-чувственного, включая и одно и другое как необходимые звенья в
реальный
мыслительный процесс.
У некоторых испытуемых роль образа в процессе мышления выступает особенно ярко. Привед¸м
в подтверждение этого несколько иллюстраций (из протоколов А. Г. Комм).
Экспериментатор предлагает испытуемому определить, что такое мужество.
«Первое, что пришло в голову, когда вы сказали слово «мужество», — фигура мужчины
античной скульптуры, неясно какой-то музей скульптуры, галерея разных фигур. Останавливаюсь перед
одной — это мужество. Это в первый момент, а вообще хочется определить не внешним образом, а
психологическую сторону этого термина... Мужество... Первая мысль — связать с мужчиной, какая-то
черта, присущая мужчине. Эта мысль только возникла, я е¸ отбросила, сосредоточившись на том, что
это общечеловеческое понятие. Безусловно общечеловеческое. Это свойство, присущее всем: и
молодым людям, и женщинам, и мужчинам, и старикам и в какой-то степени даже и детям. Детям вс¸-
таки наполовину. Сперва кажется, что мужество какая-то постоянная черта характера. Но это опять-
таки первая мысль. А вторая мысль, что мужество может быть единичной чертой. Сразу возникает
образ слабой, робкой женщины, кроткой, нерешительной, но вдруг в какой-то момент могущей с
большим мужеством вынести. А образ, зрительно представленный, — молодая женщина, подвал,
иезуиты, средние века. Она мужественно выносит пытку и в ч¸м-то не созна¸тся, что есть на самом
деле. Увидев образ пытаемой женщины, я поняла, что мужество может быть чертой временной,
присущей слабому в какие-то моменты. И теперь могу обобщить. Мужество, мужественность может
быть общей чертой характера, рисующей облик человека на протяжении всей его жизни во всех
ситуациях. Это значит выдержка, тв¸рдость характера, волевая направленность, настойчивость, отчасти
храбрость, спокойствие, ровность и хладнокровное отношение ко всяким невзгодам и тяготам жизни.
Внешнее хладнокровие, я это подч¸ркиваю. Как главное выступает сила воли, тв¸рдость воли и какая-то
систематичность внутренняя. В отношении временного мужества это всегда связывается с какими-то
травмами. Это какая-то неожиданная стойкость или перед физическими страданиями, или перед
Hosted by uCoz