Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 584 
Next page End  

возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в
самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так
как реальный процесс самонаблюдения в
действительности всегда является лишь одной стороной
наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания
самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания
для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение.
В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое
самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и
так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы позна¸м явления объективной
действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в
анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего
сознания, отражающих объективную действительность, ид¸м к раскрытию тех психических процессов,
которые привели к такому, а не к иному е¸ отражению; в другом — от этих показаний сознания,
отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой
действительности.
В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим
для нас является объективное. Поэтому исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать
самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами
психологического изучения являются методы объективного исследования.
Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании
психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и
множество приверженцев, признающих его единственным специфически психологическим методом,
самонаблюдение имело и много жестоких противников.
Возражения, которые выдвигались против самонаблюдения, были двоякого порядка: одни
утверждали невозможность самонаблюдения; другие отмечали трудности, с которыми оно сопряжено, и
его ненад¸жность.
Первую точку зрения особенно резко сформулировал родоначальник философского позитивизма
Огюст Конт.
Он говорил, что попытка превратить самонаблюдение в метод психологического
познания — это «попытка глаза увидеть самого себя» или глупая попытка человека выглянуть в окно,
чтобы посмотреть, как сам он проходит мимо по улице. Человек либо действительно что-либо
переживает, либо он наблюдает; в первом случае некому наблюдать, поскольку субъект поглощ¸н
переживанием; во втором случае нечего наблюдать, поскольку субъект, установившись на наблюдение,
ничего не переживает. Самонаблюдение невозможно, потому что невозможно самораздвоение субъекта
на субъект и объект познания.
Как все аргументы, которые доказывают слишком много, и этот довод ничего не доказывает. Он
призна¸т несуществующее абсолютное метафизическое единство субъекта и пытается отрицать
бесспорный факт самонаблюдения, которое, как всякое действительное явление, возникает при
известных условиях, развивается и при определ¸нных условиях исчезает. Мы можем констатировать
невозможность интроспекции при некоторых специальных условиях (например при сильных аффектах)
или слабое развитие его у маленьких детей, но не отрицать вовсе его возможность. Отрицать
существование самонаблюдения — значит, доводя мысль до конца, отрицать осознанность переживания
и в конечном сч¸те отрицать сознание. Подлежать сомнению может не существование самонаблюдения,
а значение его как метода научного познания.
Мыслители, которые, отмечали трудность и ненад¸жность самонаблюдения, выдвигали главным
образом два соображения: 1) самонаблюдение не столько интроспекция, сколько ретроспекция, не
столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что
невозможно одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения; 2) в
самонаблюдении объект наблюдения независим от самого наблюдения: наблюдая явление сознания, мы
его изменяем, и не исключена поэтому возможность того, что при этом мы делаем мнимое открытие
того, что мы сами внесли туда.
Эти трудности реальны, но не непреодолимы. Вопрос о возможности их преодоления при
самонаблюдении требует уяснения природы самого самонаблюдения, или интроспекции.
Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы
посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления
сознания
как непосредственные переживания. Очень распростран¸нная в современной психологии
точка зрения, согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов
Hosted by uCoz