Navigation bar
  Print document Start Previous page
 295 of 584 
Next page End  

зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с
организацией действия.
От этой примитивной чувственной абстракции надо отличать — не отрывая их друг от друга —
высшую форму абстракции, которую имеют в виду, когда говорят об абстрактных понятиях. Начиная с
отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т. е.
чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и
выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеч¸нных абстрактных понятиях.
Абстрактные свойства предметов мы выявляем, исходя из их чувственных свойств, через посредство
тех взаимоотношений, в которые эти предметы вступают. Отношения между вещами обусловлены их
объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Поэтому мысль может через
посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих
высших формах является результатом, стороной опосредования, раскрытия вс¸ более существенных
свойств вещей и явлений через их связи и отношения.
Это учение об абстракции, т. е. о том процессе, в котором мышление переходит к абстрактным
понятиям, принципиально отличается от учений об абстракции эмпирической психологии, с одной
стороны, идеалистической, рационалистической — с другой. Первая по существу сводила абстрактное к
чувственному, вторая отрывала абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание
либо порождается мыслью, либо усматривается ею как самодовлеющая абстрактная идея. В
действительности абстрактное и несводимо к чувственному и неотрывно от него. Мысль может прийти
к абстрактному, лишь исходя из чувственного. Абстракция и есть это движение мысли, которое
переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам через посредство
отношений, в которые эти предметы вступают и в которых их абстрактные свойства выявляются.
Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не
отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному,
от которого мысль оттолкнулась на сво¸м пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний.
Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно
реконструирует конкретное во вс¸ большей полноте его содержания как сращение (дословное значение
слова «конкретный» — от concresco) многообразных абстрактных определений. Всякий процесс
познания происходит в этом двойном движении мысли.
Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения.
Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается в плане действия, поскольку индивид
одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в
разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и
то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом,
однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в
действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к
другой ситуации — как бы суждением в действии, или двигательным, моторным «суждением».
Само
собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно
понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.
С точки зрения традиционной теории, опиравшейся на формальную логику, обобщение сводится
к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые
оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее, с этой точки зрения, представляется
собственно лишь как повторяющееся единичное. Такое обобщение, очевидно, не может вывести за
пределы чувственной единичности и, значит, не раскрывает подлинного существа того процесса,
который приводит к абстрактным понятиям. Сам процесс обобщения представляется с этой точки
зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой
отбор и отсев из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании
чувственно воспринятых свойств предмета. Процесс обобщения оказывается, таким образом, будто бы
не углублением и обогащением нашего знания, а его обеднением: каждый шаг обобщения, отбрасывая
специфические свойства предметов, отвлекаясь от них, приводит к утрате части нашего знания о
предметах; он приводит ко вс¸ более тощим абстракциям. То весьма неопредел¸нное нечто, к которому
прив¸л бы в конечном сч¸те такой процесс обобщения посредством абстракции от специфических
частных и единичных признаков, было бы — по меткому выражению Г. В. Ф. Гегеля — равно ничто по
своей полной бессодержательности. Это чисто негативное понимание обобщения.
Такое отрицательное представление о результатах процесса обобщения получается в этой
концепции потому, что она не раскрывает самого существенного положительного ядра этого процесса.
Hosted by uCoz