Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 584 
Next page End  

исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.
Умозаключение
Умозаключение представляет собой обычно более или менее сложный акт мыслительной
деятельности, включающий ряд операций, подчин¸нных единой цели. В умозаключении с особенной
заостр¸нностью выступает роль опосредования в мышлении. В умозаключении или выводе на
основании имеющегося знания, выраженного в посылках, приходят к новому знанию в заключении:
знание добывается опосредованно через знание, без новых заимствований в каждом отдельном случае
из непосредственного опыта. Из того, что имеет место определ¸нное положение, я могу вывести новое
положение — объективное знание, которое в исходном положении не дано. В этом — основная
ценность умозаключения. Заключение оказывается возможным, очевидно, только в силу существования
объективных связей и отношений вещей, которые в н¸м раскрываются. Решающим моментом для
умозаключения как мыслительного акта опять-таки является следующее: отношения, которые мы в
выводе усматриваем, раскрываются в объективном содержании предмета, — в этом основное отличие
умозаключения от ассоциативного процесса. Роль посылок заключается в том, что они определяют или
вводят некоторую объективную предметность, на которой мы усматриваем новые отношения, исходя из
тех, которые были даны в посылках. Эта объективная предметность может быть введена в наше
мышление суждениями — несколькими или одним; она может быть также дана нам в непосредственном
созерцании, в восприятии.
В самом ходе умозаключения можно в психологическом плане различать (по Й. Линдворскому)
три основных случая. Во-первых, исходное положение, уже известное, данное в посылках,
представляется наглядно, и новое отношение открывается на этом наглядном представлении. А над В
или А больше В представляется в виде образа, с которого мы затем как бы считываем: В под А или В
меньше А. Во-вторых, то же отношение можно установить, не прибегая к наглядности, оперируя только
понятиями. В этом случае вывод тоже не есть формальная операция, как его трактовала формальная
логика; он предполагает определ¸нное содержательное знание о свойствах тех отношений, на которых
строится умозаключение, — обратимости [Чтобы отношение было обратимо, оно должно удовлетворять
следующим условиям: если оно имеет место между А и В, то оно имеет место и между В и А. Если А=В,
то В=А. Равенство — обратимое отношение.] или необратимости, транзитивности и т. д., а обратимо ли
или транзитивно данное конкретное отношение, определяется закономерностями его конкретного
содержания. И, наконец, в-третьих, в случаях, когда соответствующие связи прочно укоренились (выше
— ниже, больше — меньше), переход от посылок к выводу может совершаться и сплошь и рядом
совершается первоначально чисто ассоциативно, подчиняясь главным образом автоматизму речи,
которая, по выражению поэта, «за нас творит и мыслит». Но именно в этих последних случаях
эксперимент особенно ясно показал, что умозаключение по существу отлично от ассоциативного
процесса. Когда переход от посылок к выводу совершается ассоциативным пут¸м, его результат
представляется субъекту лишь как возможное следствие из посылок, и выпадение собственно акта
умозаключения заставляет проделать обратный путь — от предположительного вывода к посылкам, т.
е. прибегнуть к его обоснованию.
Для того чтобы имело место умозаключение, нужно, чтобы субъект соотн¸с содержание
заключения с содержанием посылок и в его сознании отразились объективные связи между ними. Пока
содержание посылок и заключения дано в сознании рядоположно, умозаключения — несмотря на
наличие и посылок и заключения — ещ¸ нет. Развитие умозаключающего мышления означает, что
содержание объективной действительности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных
элементов, что между ними раскрылись связи и образовались включения.
Наглядные схемы играют значительную роль в процессе умозаключения. В простых
умозаключениях, как показало экспериментальное исследование, на основе посылок обычно возникает
более или менее схематическое представление о фактическом положении вещей; с него мы затем как бы
«считываем» новое содержание заключения. Такими наглядными схемами пользуются не только тогда,
когда речь в умозаключении ид¸т о наглядных свойствах вещей — пространственных или временных, а
также и тогда, когда операция умозаключения совершается над такими отношениями, как-то: более или
менее одар¸нный, умный, ценный и т. п., которые, не будучи сами наглядными, могут быть наглядно
представлены. Если умозаключение в логическом плане может совершаться не на основе наглядной
схемы, то в сво¸м фактическом протекании оно нередко совершается при помощи такой схемы.
Традиционная теория формальной логики, которая разрывала взаимосвязь дедукции и индукции
Hosted by uCoz