Navigation bar
  Print document Start Previous page
 302 of 584 
Next page End  

произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы либо безыдейным,
либо тенденциозным, потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение,
которое давало бы идейное содержание вне и помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое,
которое не давало бы его вовсе.
По существу всякое художественное произведение не только может, но и неизбежно должно
иметь то или иное идейное значение, так как каждое художественное произведение выражает в какой-то
мере определ¸нную идеологию. Весь вопрос в том, насколько совершенно оно это делает. В подлинно
художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное
содержание и только оно является носителем его идейного содержания, но оно выражает его иначе, чем
это можно сделать в отвлеч¸нных формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким
образом, специфическим видом мышления.
Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии
вста¸т и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из
внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления
имелись в виду исключительно отвлеч¸нные задачи научного мышления и теоретическая деятельность,
направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности — практической,
поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции
принимались как нечто первичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем
деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во
внешний план действия результаты теоретического мышления. Вопреки глубокому слову гетевского
Фауста — «вначале было дело», для традиционной психологии вначале было мышление, а затем
действие. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость
деятельности от абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной на всех
ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического
мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, — словом, не интеллектуальной
операцией; поэтому создавалась альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера,
либо оно — отражение теоретического мышления. Исследования В. Келера над человекоподобными
обезьянами дали толчок для иной, тоже в конечном сч¸те неправильной, постановки вопроса; в связи с
этими исследованиями возникло понятие так называемого практического интеллекта.
Опыты,
построенные по типу экспериментов Келера над шимпанзе, были затем — сначала Келером, а потом К.
Бюлером — повторены над детьми; за ними последовал целый ряд исследователей, проводивших свои
опыты над нормальными и умственно-отсталыми детьми и взрослыми.
Сам термин «практическое мышление»,
или «практический интеллект»,
чрезвычайно
знаменателен. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая
усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в
понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве одного понятия.
Однако в противопоставлении практического интеллекта теоретическому нередко сказывался
проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле ещ¸ углубившийся старый
дуализм теоретического мышления и практики.
С практикой связано в конечном сч¸те всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в
различных случаях различным. Теоретическое мышление, опираясь на практику в целом, не зависимо
от отдельного частного случая практики; наглядно-действенное мышление непосредственно связано с
той частной практической ситуацией, в которой совершается действие.
У человека существует единый интеллект. Не может быть и речи о двух различных интеллектах
как различных биологических механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в
которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных
операций и характер их протекания.
В этом плане можно различать «практическое мышление» от теоретического, если под
практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и
непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления,
выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности,
направленной на разрешение отвлеч¸нных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с
практикой. Перед теоретическим и «практическим» мышлением в выше указанном смысле стоят
прежде всего разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны
ещ¸ разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т. е. мышление, включ¸нное в
практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать,
Hosted by uCoz