Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 584 
Next page End  

предметов и затрудняется найти в них «одинаковое».
В возрасте 6;6 Сана Н. уже хорошо справляется с задачей указать при сопоставлении двух
предметов как «одинаковое» или общее, так и «разное». Но при этом, проявляя уже известную
способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями, Сана делает любопытное
замечание: «Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое: это я давно умею. А находить
одинаковое интересно, но оно одинаково, но не совсем». (Из неопубликованного дневника А. М.
Леушиной. Запись от 17/I 1938 г.)
На этой стадии развития отыскание различий расширяет кругозор; оно знаменует более полное
восприятие конкретного содержания реальных явлений.
Это не исключает, однако, того, что, впервые овладевая словом, реб¸нок, перенося его с
предмета на предмет и обозначая им целую группу предметов, уже находит общее «одинаковое», так же
как он вместе с тем находит и разное, поскольку он, объединяя группы однородных предметов одним
общим наименованием, разные группы предметов обозначает разными наименованиями.
«Ситуативное» мышление реб¸нка
Мышление реб¸нка зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения, которое является
не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием.
Наблюдение реб¸нка сначала ограничено немногими особенно привлекательными для него
чертами, и сами направления, по которым оно движется, немногочисленны, но в пределах доступной
ему сферы наблюдения реб¸нка бывают часто на редкость богаты и тонки. Вопреки
очень
распростран¸нной точке зрения даже совсем маленький реб¸нок может иногда очень долго и
чрезвычайно сосредоточенно рассматривать привлекшие его внимание предметы; с редкой зоркостью
замечает он иногда почему-нибудь интересные для него яркие детали и частности, которые легко
ускользают от внимания взрослых.
Так, ещ¸ Дж. С¸лли приводил пример мальчика 2 лет 11
месяцев, который, проехав во время
путешествия по двум разным линиям железной дороги, обратил внимание своей матери на
ускользнувшие, конечно, от не¸ различия в устройстве рельсов на обеих линиях. Известно также, как
дети, заинтересовавшись вдруг паровозами, трамваями или автомобилями, поражают окружающих
множеством мелких различий, которые они подмечают в этих привлекших их интерес предметах.
Собственно мыслительная деятельность в процессе наблюдения выражается прежде всего в
сопоставлении и сравнении. Вещи познаются сначала пут¸м сравнения. Сравнивая, сопоставляя,
реб¸нок прежде всего устанавливает сходства и различия непосредственно воспринимаемых качеств.
Но этим не может ограничиться осмысливание воспринимаемой действительности. Практические
потребности делают необходимым для реб¸нка узнавание окружающих его вещей, предметов. Между
тем эти предметы изменяются. Мать, которую реб¸нок привык видеть в одном домашнем платье,
появляется при выходе из дома в другой одежде, в которой реб¸нок видит е¸ реже и к которой он не
привык. Наблюдая эти изменения, реб¸нок с неизбежностью приходит к необходимости различать
тожественную вещь и изменяющиеся свойства, которыми она обладает.
Само обозначение свойств приобретает большее и более объективированное значение. Раст¸т их
место в речи реб¸нка и преобразуется их значение. Сначала соответствующие слова (горячо, мокро, и т.
п.) выражали по преимуществу аффективные состояния реб¸нка, сейчас они начинают обозначать
свойства предметов.
Свойства вещей, как известно, проявляются в их взаимоотношениях с другими вещами; через
посредство этих отношений лежащие в их основе свойства вещей и выявляются. Эта взаимосвязь
свойств и отношений сказывается и в ходе развития детской мысли, иногда очень курь¸зно в ней
обнажаясь, прич¸м сначала свойства ещ¸ сливаются с функциональным отношением.
Наташа Ш., увидав во время прогулки на набережной Невы пушку, спрашивает мать: «Мама, это
пушки?» — «Пушки». — «Они стреляют?» — «Нет». — «Значит сейчас они не пушки; они потом были
пушки».
В процессе наблюдения реб¸нок неизбежно вскоре наталкивается на один факт, имеющий
особенно большое значение для развития его мыслительной деятельности. Наблюдая окружающее, он
не может не подметить известной регулярности в следовании друг за другом некоторых явлений. Эта
регулярность ещ¸ очень далека, конечно, от закономерности. Реб¸нок не осозна¸т обобщ¸нной
необходимой связи между явлениями; он сначала лишь подмечает привычный порядок их следования
или, точнее, постоянную связь между ними (так как порядок сначала ещ¸ несовершенно осозна¸тся
Hosted by uCoz