Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 584 
Next page End  

реб¸нком).
Так, реб¸нок рано замечает, что за тем, как мать оденет шляпу, следует прогулка; за накрытием
стола следует еда. Наступление одного из этих событий вызывает ожидание следующего. Эта
последовательность двух явлений объективно вовсе не всегда выражает наличие между ними прямой
причинной зависимости, и — вопреки теории Д. Юма — создающиеся на этой основе ассоциативные
связи сами по себе вовсе не порождают ещ¸ у реб¸нка представления о причинности. Его скорее
порождает собственный практический опыт реб¸нка и наблюдение тех изменений, которые производят
действия окружающих его людей и его собственные. Не автоматическое повторение одних и тех же
событий в одной и той же последовательности, а изменения, происходящие в окружении реб¸нка в
результате действий его и окружающих его людей, и прежде всего те особенно привлекающие его
внимание изменения, которые направлены на осуществление его желаний, — порождают у реб¸нка
первое представление о причинности. Из действий людей черпает реб¸нок свои первые представления о
причинности. Они порождают у реб¸нка не просто ассоциацию представлений, а представление о
действенной — причинной — связи реальных событий.
Нарушение привычной последовательности привлекает внимание, вызывает недоумение и
порождает потребность в объяснении. Удивление и вопрос, чувство непонятности и потребность в
объяснении могут вообще возникнуть лишь тогда, когда нарушен обычный порядок. Они, значит,
предполагают уже сложившееся представление о каком-то привычном порядке.
Начало активной мыслительной деятельности реб¸нка
Нарушение привычного порядка, вызывающее впервые остроощутимое чувство непонятности,
порождающее стремление понять, является исходным моментом новой, особенно активной умственной
деятельности реб¸нка. Этот новый этап открывается периодом вопросов. Он относится обычно
приблизительно к четв¸ртому году жизни реб¸нка.
С момента овладения речью, перенося обозначающие тот или иной предмет слова с одного
предмета на другой, группируя, «классифицируя» их таким образом, наблюдая сходства и различия
между ними, отношения и связи, которые обнаруживаются в их последовательности, реб¸нок в
сущности непрерывно занят направляемым взрослыми первичным упорядочением доступного ему
мирка или, точнее, своего представления о н¸м. И вот, когда у реб¸нка в какой-то мере сложилось уже
представление о некотором, ставшем ему более или менее привычным, порядке в окружающем его
мире, когда у него установилась какая-то «классификация» окружающих его вещей и накопился
некоторый запас наблюдений об обычной последовательности событий, — тогда-то и наступает для
реб¸нка замечательная пора неожиданных, совсем новых переживаний, с которых начинается особо
интенсивная жизнь пробуждающегося в н¸м мыслящего существа. У реб¸нка впервые пробуждается
сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в объяснении и
стремление к пониманию.
Основываясь на накопившихся наблюдениях и знаниях, реб¸нок пытается иногда сам найти
объяснение тому, что он наблюдает; однако тонкая сеть объяснений, которую он пытается накинуть на
мир, чтобы его понять и им овладеть, рв¸тся как паутинка каждый раз, как он делает новый шаг за
пределы своего маленького, уже привычного ему, детского мирка. Тогда реб¸нок обращает
вопрошающий взор на окружающих. У них он ищет ответа на встающие перед ним вопросы.
С чувства или осознания непонятности, в результате которого перед реб¸нком встают вопросы,
раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность
— обдумывания, рассуждения, размышления.
Сначала некоторая мыслительная работа — обобщения, классификации и т. п. — совершалась
более или менее автоматически. Когда реб¸нок начинает осознавать нарушение привычного порядка,
наталкивается на противоречия, вопросы, проблемы, нужна уже сознательная активная мыслительная
деятельность, для того чтобы сознательно их разрешить.
В дальнейшем впечатления примелькаются. Став привычным, многое, и не будучи понятым,
покажется понятным; став обыденным, оно перестанет удивлять. Но сначала вс¸ возбуждает удивление
и вс¸ вызывает вопросы. Перескакивая с одного предмета на другой и как бы норовя обогнать друг
друга, вопросы реб¸нка устремляются на вс¸, что ни мелькн¸т перед его взором.
Вопросы реб¸нка чрезвычайно многообразны. Среди них, естественно, имеются и вздорные,
порожд¸нные отсутствием у него элементарных
знаний и незрелостью его ума. Но в основном они
свидетельствуют о любознательности реб¸нка, о его живых познавательных интересах.
Hosted by uCoz