Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 584 
Next page End  

платьице; с тех пор, как он надел штанишки, он перестал в е¸ представлении быть е¸ близнецом. В
вышепривед¸нном разговоре Наташа Ш. делает мысленно попытку отожествить собаку с человеком,
соответственно е¸ принарядив, но она сейчас же сама отвергает эту попытку: одежда (валенки, перчатки
и т. п.) для не¸ уже несущественный признак, по крайней мере при сопоставлении человека и собаки.
Некоторые сомнения вызывает ещ¸ вопрос о значении размеров. «Мама, а все собаки — собаки?» —
«Все». — «И большие и маленькие?». Но реб¸нок легко уже принимает то положение, что рост,
размеры не существенны для определения собаки. При изменении некоторых свойств, предмет,
оказывается, не переста¸т быть тем же, чем он был. Реб¸нок делает этот фундаментальный вывод и с
вполне оправданным интересом останавливается перед своим открытием: «Мамочка, как это интересно,
что все собаки — собаки. Тебе интересно, да?». И реб¸нок прав: это действительно интересно, это целое
открытие: реб¸нок открывает тожество предмета при изменении его свойств: и большие и маленькие
собаки — собаки. Реб¸нок теперь лишь осозна¸т тожество как общее в различном. У него начинает
выкристаллизовываться первое, ещ¸ смутное, представление о тожественной основе разнообразных и
изменчивых явлений — лишь начинающий вырисовываться абрис будущего понятия субстанции.
Теперь собственно, а не тогда, когда в год — полтора он впервые узна¸т наименование вещей, которые
сначала вовсе ещ¸ не являются наименованиями, обозначениями в собственном смысле слова и не
осознаются как «существительные», собственно теперь реб¸нок овладевает понятием, по крайней мере
в его элементарной рассудочной форме. Это проявляется в том, что реб¸нок уже может не только
обозначить общим именем разные предметы, но и подвести предметы, обозначенные разными именами,
под одно общее, высшее понятие.
На этой ступени развития у реб¸нка ид¸т овладение элементарными отношениями между
понятиями — в частности отношением подчинения более частного более общему.
Обобщения дошкольника и понимание отношений
В течение дошкольного периода обобщения реб¸нка проходят довольно значительный путь
развития.
Для того чтобы в этом убедиться, стоит сопоставить ответы, которые давала Наташа Ш. на один
и тот же вопрос на 3-м, 4-м, и 5-м и 6-м годах.
Наташе 2 г. 4 м; она здоровая, румяная девочка, много, хотя и неправильно, говорит. Сегодня я
спросила Наташу: «Что такое мама?» Она посмотрела на меня, залилась смехом и, тыча в меня
пальчиком, повторяла: «Вот мама, вот мама». Тогда я сказала: «А вот прид¸т к нам чужая девочка, у
которой нет мамы, и спросит она тебя, что такое мама, как ты ей объяснишь?». Наташа смотрит с
недоумением, трудно ей представить, что у девочки может не быть мамы, и говорит: «мама — вот
мама», — показывая на меня.
3 г. 5 м. Я задавала Наташе вопрос, как объяснить, что такое мама. Не задумываясь, она сказала:
«Мама — это ты, Анна Петровна, у не¸ девочка — это я».
4 г. 4 м. На вопрос, как объяснить, что такое мама, Наташа ответила: «Мама — это никогда не
стирает, вс¸ пишет».
5 л. 6 м. Сегодня я снова спросила Наташу, что такое мама. «Мать?» — переспросила она и
ответила: «Мать — это женщина, которая рожает детей». Тогда я спросила: «Имеет детей или рожает?».
«Нет, — уверенно ответила она, — рожает, а не имеет. Иметь можно чужих детей. Вот Эмма имеет
меня, а она не мать. Мать — кто рожает детей».
Реб¸нок начинает в этом возрасте подмечать относительность некоторых свойств и положений
— момент, очень существенный в развитии мышления. В этом отношении можно констатировать,
однако, значительные индивидуальные различия и большую зависимость от того, насколько близка
реб¸нку соответствующая сфера отношений.
Маленькая Л¸ля С. (2;1), рассматривая фотографии, заявляет: «Я мамина дочка, а бабина учка
(внучка), Оина пьемянница (Олина племянница)».
Сана Н. (2;8) ещ¸ плохо мирится с мыслью, что, как говорит ей мать, «бабушка — это мама
папы, а баба Оля — мама мамы», и упорно возражает: «У мамы не бывает мамы, у папы не бывает
мамы».
В 3;9 Сана Н., впервые побывав в квартире этажом ниже, по возвращении домой заявляет: «Мы
по ихнему потолку ходим. Здесь красной краской, а у них белой краской. А под краской, под этой
(показывает на окраску пола), белый потолок. Он у них потолок, а у нас пол. Он один и тот же у них и у
нас, только у них выкрашен белой краской». «Как же один и тот же?» — спрашивает мать. «Один и тот
Hosted by uCoz