Navigation bar
  Print document Start Previous page
 337 of 584 
Next page End  

В этих новых контекстах слово может приобрести новое семантическое содержание пут¸м
надстройки над его значением связанного с ним, но выходящего за его пределы, дополнительного
смыслового содержания. Это изменение значения слова пут¸м надстройки приводит к тому, что слово
приобретает в данном контексте или ситуации смысл, отличный от его значения. Вместе с тем
употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит в конце концов к тому, что
новое содержание не надстраивается лишь над ним, а включается в него и, преобразуя его, закрепляется
в н¸м так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.
Так в процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется либо
методом надстройки, приводящим к образованию вокруг инвариантного ядра значения подвижной, от
случая к случаю изменяющейся, семантической сферы смысла слова при данном его употреблении,
либо методом преобразования и новой закладки значения слова, приводящим к изменению самого
значения.
В общей теории речи, которая таким образом вкратце нами намечена, два положения должны
быть особо выделены ввиду их большого принципиального значения.
1. Речь, слово — не условный знак, его значение не вне его; слово, речь имеют семантическое,
смысловое содержание — значение, которое является обобщ¸нным обозначающим определением
своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету это
познавательное отношение.
2. Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, является не
пассивным процессом. Мы позна¸м и осозна¸м действительность, воздействуя на не¸; мы позна¸м
предметное значение, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функцию в системе
общественной деятельности. Слово возникает в общении и служит для общения.
На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в
специфическую обозначающую функцию.
Для бихевиориста значение сводится к голому употреблению предмета (значение как
совокупность употреблений предмета: Дж. Уотсон) вне обобщающего его осознания. Для
интроспекциониста значение слова сводится к внутреннему «смыслу», вне употреблений предмета, вне
его реальной функции в действенном плане. В действительности значение слова, с одной стороны,
формируется в процессе обобщ¸нного осознания его употребления, а с другой — своей обобщ¸нной
общественной значимостью, складывающейся на основе общественной практики, значение регулирует
употребление предмета в действиях индивида. Из этих двух положений вытекает, что было бы в корне
неправильно представлять себе дело так, будто значение слова сначала возникает в созерцательном
отношении индивидуального сознания к предмету, а затем оно поступает в оборот, начиная выполнять
свою функцию как средство общения между людьми; сначала — в значении слова обобщение и затем
на его основе общение. В действительности же слово потому и может служить для обобщения, что оно
возникает в действенном и сознательном общении. Вовлекая предмет в деятельность, всегда реально
осуществляемую у человека как общественная деятельность, человек извлекает из него значение,
оформляющееся в слове, которое, возникая в общении, служит для общения.
Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность е¸ использования для
сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому.
Необходимая для общения эта семантическая, сигнификативная (обозначающая) функция
сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, включающей их
реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и
взаимопроникновении одного и другого.
Функция общения или сообщения —
коммуникативная функция речи включает в себя е¸
функции как средства выражения и как средства воздействия.
Эмоциональная функция речи принадлежит к генетически первичным е¸ функциям. Об этом
можно заключить и по тому, что при афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда
при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню
«интеллектуальная» речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, «эмоциональная» речь (Х.
Джексон) иногда сохраняется. Так, некоторые больные не в состоянии сказать или даже повторить
слова какой-нибудь песни, но в состоянии е¸ пропеть.
[Исходя из этого, О. Иесперсен
(O. Jespersen,
Language: It's Nature. Development and Origin. N.Y., 1922.) построил свою теорию происхождения речи
из песни. Говорящий человек, согласно этой теории, — это более интеллектуализированный и менее
эмоциональный потомок поющего человека.]
Выразительная функция сама по себе не определяет речи: речь не отожествима с любой
Hosted by uCoz