Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 584 
Next page End  

внутренних закономерностей.
С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные
формы и широкое применение в самых различных областях психологии — в психологии животных, в
общей психологии и в психологии реб¸нка. При этом некоторые из новейших экспериментов
отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда
не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как,
например, физика.
Ряд глав современной психологии может уже опереться на такие экспериментальные данные.
Особенно богата ими современная психология восприятия.
Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на
искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на
осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Искусственность эксперимента или его отдал¸нность от жизни обусловлена не тем, что в
эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях.
Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в н¸м выпадают существенные для
изучаемого явления условия. Так, эксперименты Г. Эббингауза о памяти над бессмысленным
материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловых связей, между тем как
в большинстве случаев эти связи играют существенную роль в работе памяти. Если бы теория памяти
Эббингауза по существу была правильной, т. е. если бы лишь механические повторения, чисто
ассоциативные связи определяли воспроизведение, эксперименты Эббингауза не были бы
искусственными. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не
искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на
подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента
нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.
Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному
эксперименту. Эксперимент обычно бер¸т изучаемый им процесс изолированно, внутри одной
определ¸нной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе
развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств.
Их доставляет главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в
психологии проводится обычно в условиях, дал¸ких от тех, в которых протекает практическая
деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего,
абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации
человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка
приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое
перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, часто совершенно разнородные. Эта
абстрактность психологического эксперимента заставила искать новых методических при¸мов для
решения практических задач.
Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на
испытуемого. Для преодоления возникающих
в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить
непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы сама ситуация, а
не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого
подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда
включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос
заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть
и организовать его.
При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть
отношение испытуемого к экспериментальному заданию и к экспериментатору. Это необходимо,
потому что поведение испытуемого в эксперименте — это не автоматическая реакция, а конкретное
проявление личности, которая устанавливает сво¸ отношение к окружающему. Это отношение
сказывается на е¸ поведении и в экспериментальной ситуации.
Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое
вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно
оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение
это положение приобретает при изучении психологии реб¸нка. Оно накладывает ограничение на
использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что
данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые
Hosted by uCoz