Navigation bar
  Print document Start Previous page
 344 of 584 
Next page End  

потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть
постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или
зрительные, сами по себе ещ¸ не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции,
которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие
звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта да¸т речь.
Подбор самых движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи
определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не
находим слова или выражения для уже имеющейся и ещ¸ словесно не оформленной мысли; мы часто
чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам
слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует е¸ словесное
выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или
условных рефлексов; она — интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить
между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к
мышлению.
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь не просто внешняя одежда
мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не
только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи
мы формулируем мысль, но, формулируя е¸, мы сплошь и рядом е¸ формируем.
Речь здесь нечто
большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в сам процесс мышления как форма, связанная с
его содержанием. Формируя свою речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не
отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по
большей части оно в речи и совершается.
В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом
смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи,
поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового
содержания. Постольку можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое
содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображ¸нного
его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда сразу появляется в уже
готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала
имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, ещ¸ не вполне оформившихся. От этой
мысли, которая ещ¸ больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход
к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной
работы. В процессе этой работы над речевым оформлением мысли работа над речевой формой и над
мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.
В самой мысли в момент е¸ зарождения в сознании индивида часто переживание е¸ смысла для
данного индивида преобладает над оформленным знанием е¸ объективного значения. Сформулировать
свою мысль, т. е. выразить е¸ через обобщ¸нные безличные значения языка, по существу означает как
бы перевести е¸ в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с
фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию е¸ объективированного
значения.
Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми
соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика
выражает структуру речи, логика — структуру мышления; они не тожественны. Поскольку в речи
отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы
речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь
архаичнее, чем мысль. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление и его формы с
речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника»
речи связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.
Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью очень явственно выступает
в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеч¸нных мыслей отливается обычно в словесную
форму, и эта словесная форма, в которую первоначально отливается мысль, оказывает, как показал ряд
исследований, в том числе и провед¸нные нашими сотрудниками А. Г. Комм и Э. М. Гуревич,
значительное, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения —
тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем оказывается, что запоминание мысли,
смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал,
что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а
Hosted by uCoz