Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 584 
Next page End  

«Эгоцентрическая» речь очень сильно выдвигается Пиаже, потому что именно в ней он ищет
фактическую основу для своей теории эгоцентризма.
Попытка Ж. Пиаже истолковать монологическую речь как речь эгоцентрическую в том
специфическом смысле, который прида¸т ей Пиаже, и превратить эту «эгоцентрическую» речь в
центральный факт психологии реб¸нка в целом ошибочна. Мысль, будто первично речь реб¸нка не
социальна и «социальная» речь развивается у него из «эгоцентрической» или по крайней мере на месте
е¸, пут¸м е¸ вытеснения, теоретически порочна и фактически необоснована. С самого начала, с тех пор
как только у реб¸нка возникает речь в подлинном смысле слова, она социальна. Более сложные,
совершенные формы коммуникативной речи, речи как средства общения, развиваются из более
элементарных, примитивных форм такой речи, а не из речи «эгоцентрической». Будто бы
«эгоцентрическая», т. е. монологическая, речь является своеобразным побочным явлением. Она
развивается на основе диалогической речи, речи как средства общения. Само содержание
монологической речи по большей части заключает в себе мысленную обращ¸нность к реальному или
предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во внутренней речи. Таким
образом, не только происхождение, но и содержание монологической речи свидетельствует об е¸
социальности. Поэтому нет никаких оснований для той интерпретации, которую да¸т монологической
речи Пиаже, стремящийся использовать это явление как основу для своей теории эгоцентризма.
Помимо этих критических соображений принципиального характера, утверждения Ж. Пиаже
подлежат критике и в фактическом плане. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что
эгоцентрическая речь не спадает равномерно с возрастом, а сначала, от 3—5 лет, наоборот, возрастает и
лишь затем начинает спадать. Далее уже первые опубликованные после исследования Пиаже работы
показали, что высокий коэффициент монологической речи, получившийся у Пиаже, обусловлен
специфическими условиями, в частности тем, что он изучал высказывания детей лишь в детском
обществе и что в «Доме малюток» в Женеве социальная жизнь мало развита. В исследовании Марты
Мухов, провед¸нном над детьми детского сада с более развитой социальной жизнью, монологические
высказывания 5-летних детей составляли лишь одну треть (33% против 46% у Пиаже). Специальное
исследование, которое Катцы посвятили беседам своих сыновей (5 и 3;6 лет), показали, что в обществе
взрослых речь детей носит почти сплошь социальный характер. Наконец, работы С. Айзекс показали
наличие высоких форм социализированной речи в беседах детей 5—6 лет между собой, когда их
объединяют общие интересы. Д. Мак-Карти (Mc Carti), несколько расширив категорию высказываний,
относимых к социальной речи (включив в не¸ в частности эмоционально окрашенные слова,
выражающие желания), получила в исследовании, провед¸нном над большим количеством детей,
совсем низкие показатели монологической речи (4%), резко расходящиеся с данными Ж. Пиаже. Ещ¸
более низкий процент монологической речи получила у нас В. Е. Сыркина. Очень низкий процент
получился также и в исследовании Дей над близнецами. Д. Мак-Карти и Дей исследовали высказывания
реб¸нка в обществе взрослого, показывавшего реб¸нку книги с картинками, между тем как Ж. Пиаже
собрал свой материал во время свободной игры и в беседах детей друг с другом. В обществе взрослых, у
которых с детьми хороший контакт, процент «эгоцентрических» высказываний значительно ниже, чем в
обществе только детей. Наши наблюдения говорят о том, что в естественных условиях
«эгоцентрическая», т. е. монологическая, речь у детей в наших дошкольных учреждениях, в которых
педагог активно руководит детьми, совсем исключительное, почти не встречающееся явление.
Результаты о высоком проценте эгоцентрической речи, полученные Ж. Пиаже, несомненно в
значительной мере обусловлены тем, что изучение развития речи он строит исключительно на основе
общения детей между собою. Дети у него заключены в особый детский мир. Взрослые не включаются в
него и не играют будто никакой роли в том, чтобы раздвинуть рамки этого маленького детского мирка и
включить их в свой большой мир. Влияние педагогического воздействия взрослых на речевое развитие
реб¸нка не учитывается Пиаже надлежащим образом. С точки зрения его концепции, речевое развитие
реб¸нка, как умственное его развитие, совершается самот¸ком, изнутри. В действительности роль
взрослых и общения с ними в развитии речи очень велика.
Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанементом к действию, по существу
не выполняющим никакой функции. Он да¸т ей преимущественно отрицательную характеристику,
подч¸ркивая главным образом то, что она не выполняет функции общения (сообщения и воздействия).
Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Л. С. Выготский считал, что
эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней коммуникативной речи к речи
внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у реб¸нка интеллектуальную функцию
осмысливания и планирования действия. Будучи громкой, т. е. физически внешней, речью, она по своей
Hosted by uCoz