Navigation bar
  Print document Start Previous page
 361 of 584 
Next page End  

психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением. Сугубо интеллектуализируя
внутреннюю речь, которая в действительности является вовсе не только речью-мышлением и
планированием, а насыщена часто напряж¸нной эмоциональностью, и приравнивая «эгоцентрическую»
речь к речи внутренней, Выготский ошибочно целиком интеллектуализирует и эту последнюю.
Вопреки Ж. Пиаже, нужно признать, что «эгоцентрическая» речь имеет в своей основе
социальную природу. «Эгоцентрическая» речь формируется на социальной основе и представляет собой
самое разительное доказательство того, как глубоко, в самых корнях своих, социальна природа
человека. Вопреки Л. С. Выготскому, можно утверждать, что
«эгоцентрическая» речь отличается от
внутренней речи и по самой психологической своей природе: она во всяком случае не является только
речью-мышлением.
Монологическая речь включает в себя в сущности вс¸ многообразие функций, которые вообще
выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в своеобразной форме. Самое специфическое и
характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими
людьми, созда¸т себе социальный резонанс. Монологическая речь, располагающая в качестве громкой
речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки.
При монологической речи говорящий воздействует на самого себя всей той гаммой лирических и
риторических средств, которыми располагает человеческая речь. Монологическая речь — это речь, в
которой слушающий всегда созвучен говорящему; это речь с собеседником, который всегда слушает и
всегда соглашается. В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою
эмоциональность, с другой — воздействует на не¸ средствами, заимствованными из процесса общения.
Монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и е¸ монологическая речь
выполняет специфическим образом: мысль, произнес¸нная вслух, приобретает бОльшую
осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она легче доступна
осознанию и проверке. Монологическая речь удовлетворяет при этом потребности придать своей мысли
или своему переживанию ту осязательность и действенность, которую она обычно приобретает в
процессе общения благодаря всей совокупности средств выражения и воздействия, заключ¸нных в речи.
Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько
доказательность, т. е. объективная истинность, мысли, сколько е¸ убедительность, т. е. воздейственная
сила.
Монологизирование наблюдается у взрослого в минуты особенно сильного эмоционального
напряжения. У дошкольника, у которого эмоциональная возбудимость повышена и потребность как в
эмоциональной разрядке, так и в том, чтобы сделать мысль и внутреннее переживание внешне
осязательным фактом, особенно велика, оно, естественно, относительно распростран¸ннее.
Развитие письменной речи у реб¸нка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии реб¸нка является овладение им
письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития реб¸нка, но
овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении
чтению, т. е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией
перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, конечно, прежде всего
выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно.
Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную
мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя
интеллектуальную деятельность. Но чтение, т. е. понимание письменной речи, является более трудной
операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подч¸ркивания,
целая гамма выразительных средств содействуют пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы
интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи
всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный
вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование.
Подлежащая разрешению задача заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность
опорных точек, как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание как смысловое
целое. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь вед¸т к
дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, реб¸нок учится по-новому связно строить
свою речь.
Очень важное значение имеет и овладение письмом. На первых этапах овладения письменной
Hosted by uCoz