Navigation bar
  Print document Start Previous page
 386 of 584 
Next page End  

деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от чувств, связанных с е¸ исходом. Относительное
различие их связано с строением человеческой
деятельности, расчленяющейся на ряд частичных
операций, результат которых не выделяется как сознательная цель. Но так же как в объективном
строении деятельности действие, направленное на результат, осознаваемый субъектом в качестве цели,
и частичные операции, которые должны к ней привести, взаимосвязаны и взаимопереходят друг в
друга, так взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга
эмоциональные переживания, связанные с
ходом, и
эмоциональные переживания, связанные с исходом деятельности. Последние в трудовой
деятельности обычно преобладают. Осознание того или иного результата как цели действия выделяет
его, прида¸т ему преимущественное значение, в силу которого эмоциональное переживание
ориентируется главным образом по нему.
Это отношение несколько смещается в игровой деятельности. Вопреки очень распростран¸нному
мнению и эмоциональные переживания в игровом процессе никак не сводятся к чисто
функциональному удовольствию (за исключением разве первых, самых ранних, функциональных игр
реб¸нка, в которых совершается первоначальное овладение им своим телом). Игровая деятельность
реб¸нка не сводится к функционированию, а состоит тоже из действий. Так как игровая
деятельность
человека является производной от его трудовой деятельности и развивается на е¸ основе (см. дальше),
то и в ходе игровых эмоций выступают черты, общие с теми, которые вытекают из строения трудовой
деятельности. Однако, наряду с чертами общими, есть в игровой деятельности, а потому и в игровых
эмоциях, и черты специфические. И игровое действие, исходя из тех или иных побуждений, ставит себе
те или иные цели, но только задачи и цели эти воображаемые. В соответствии с этими воображаемыми
задачами и целями реальный ход игрового действия приобретает значительно больший удельный вес. В
связи с этим в игре значительно увеличивается удельный вес эмоций, связанных с самым ходом
действия, с процессом игры, хотя и в игре результат, победа в состязании, удачное разрешение задачи
при игре в лото и т. п. далеко не безразличны. Это перемещение центра тяжести эмоциональных
переживаний в игре связано и с иным, специфическим для не¸ соотношением мотивов и целей
деятельности.
Дальнейшее своеобразное смещение эмоционального переживания совершается в тех сложных
видах деятельности, в которых расчленяется разработка замысла, плана действия и его дальнейшее
осуществление, и первая выделяется в относительно самостоятельную теоретическую деятельность,
вместо того чтобы совершаться в ходе самой практической деятельности. В таких случаях особенно
сильный эмоциональный акцент может лечь на эту начальную стадию. В деятельности писателя,
уч¸ного, художника разработка замысла своего произведения может переживаться особенно
эмоционально — острее, чем его последующее кропотливое осуществление; именно начальный период
создания замысла часто да¸т наиболее интенсивные творческие радости.
К. Бюлер выдвинул «закон», согласно которому в ходе развития положительные эмоции
перемещаются от конца действия к его началу. Закон, так сформулированный, не вскрывает подлинных
причин явлений, которые он обобщает. Подлинные причины этого перемещения в ходе развития
положительных эмоций от конца действия к его началу лежат не в природе эмоций и законе, который
обрекает их на странствие от конца действия к его началу, а в изменении в ходе развития характера и
строения деятельности. По существу эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут быть
связаны со всем ходом действия и с его исходом. Если для уч¸ного или художника с особенно
интенсивной радостью может быть сопряж¸н начальный этап создания замысла своего произведения, то
это объясняется тем, что в данном случае разработка замысла или плана сама превращается в
предваряющую его осуществление относительно самостоятельную и притом очень напряж¸нную,
интенсивную деятельность, ход и исход которой поэтому доставляют свои очень яркие радости и —
иногда — муки.
Это смещение эмоционального переживания от конца действия к его началу связано также с
ростом сознательности. Маленький реб¸нок, не способный предвидеть результат своих действий, не
может и заранее, с самого начала испытать эмоциональный эффект от последующего результата;
эффект сможет наступить лишь тогда, когда этот результат уже осуществился. Между тем у того, кто в
состоянии предвидеть результаты и дальнейшие последствия своих поступков, переживание,
соотношение предстоящих результатов действия к побуждениям, определяющее его эмоциональный
характер, сможет определиться уже с самого начала.
Таким образом, раскрывается многообразная и многосторонняя зависимость эмоций человека от
его деятельности.
В свою очередь эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления
Hosted by uCoz