Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 584 
Next page End  

«Вечером, кажись, чистил и тут поставил»
Как сами эмоции, или чувства, человека, так и выразительные движения, которыми они
сопровождаются, согласно выставленному Ч. Дарвином положению, являются только пережитками или
рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений. Не подлежит сомнению, что эмоции в
прошлом генетически были связаны с инстинктами, и частично происхождение выразительных
движений может быть объяснено на основании выставленного Дарвином принципа; однако это
объяснение только частичное. Дарвин сам это сознавал, и потому он вв¸л два дополнительных
«начала». Согласно началу антитеза, некоторые выразительные движения могли возникнуть в силу
контраста; жесты, противоположные тем, которые выражают известные чувства, начинают
употребляться как выразительные движения противоположных чувств. Учитывая невозможность
охватить таким образом вс¸ многообразие явлений, Дарвин вводит третье «начало», согласно которому
некоторые выразительные движения являются попросту явлениями разряда нервной системы. Но
существо вопроса не в этом, а в том, что как бы сначала ни возникли выразительные движения и какова
бы ни была первоначальная функция этих движений, они во всяком случае не просто рудиментарные
образования, потому что они выполняют определ¸нную актуальную функцию, а именно — функцию
общения; они средство сообщения и воздействия, они — речь, лиш¸нная слова, но исполненная
экспрессии. Эта реальная функция выразительных движений в настоящем, конечно, не менее
существенна для их понимания, чем гипотетическая функция их в прошлом. Исключительно тонко
дифференцированная мимика человеческого лица никогда не достигла бы современного уровня
выразительности, если бы в ней лишь откладывались и запечатлевались ставшие бесцельными
движения. Но менее всего можно говорить о выразительных движениях, как о м¸ртвых рудиментах, не
выполняющих никакой актуальной функции. Иногда едва уловимая улыбка, на мгновение осветившая
лицо одного человека, может стать событием, способным определить всю личную жизнь другого
человека, чуть заметно сдвинутые брови могут оказаться более эффективным средством для
предотвращения какого-либо чреватого последствиями поступка, чем иные пространные рассуждения и
сопряж¸нные с большой затратой сил меры воздействия.
Социальная функция, выполняемая выразительными движениями, оказывает на них
определяющее влияние. Поскольку они служат средствами выражения и воздействия, они приобретают
характер, необходимый для выполнения этих функций. Символическое значение, которое
выразительное движение приобретает для других людей в процессе общения, начинает регулировать
употребление его индивидуумом. Форма и употребление наших выразительных движений
преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в
соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движением. Общественная
фиксация этих форм и их значения созда¸т возможность чисто конвенциональных выразительных
движений (конвенциональная улыбка), за которыми нет чувства, ими выражаемого. Но и подлинное
выражение действительных чувств получает обычно установленную, стилизованную, как бы
кодифицированную социальными обычаями форму. Нигде нельзя провести грани между тем, что в
наших выразительных движениях природно и что в них социально; природное и социальное,
естественное и историческое здесь, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство.
Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он общественное
существо.
Чтобы до конца понять выразительные движения людей, нужно подойти к ним, исходя из того
действия или воздействия, которое они оказывают на других людей. Наши выразительные движения,
воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из контекста нашего поведения, приобретают для
них определ¸нное значение. Значение, которое они приобретают для окружающих, прида¸т им новое
значение для нас самих. Первоначально рефлекторная реакция превращается в семантический акт. Мы
сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что, как мы знаем,
оно имеет определ¸нное значение для других. Выражение и воздействие взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Черпая сво¸ значение из общения, наши выразительные движения служат
средством общения. Они в известной степени заменяют речь. Природная основа непроизвольных
рефлекторных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в
тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений,
посредством которого и тогда, когда мы молчим, мы так много говорим друг другу. Пользуясь этим
«языком», большой артист может, не вымолвив ни одного слова, выразить больше, чем слово может
вместить.
Hosted by uCoz