Navigation bar
  Print document Start Previous page
 435 of 584 
Next page End  

действующие чувственные стимулы перед более отдал¸нными, данными лишь в представлении, и
особенно эмоционально яркие перед более нейтральными. Лишь в ходе дальнейшего развития реб¸нок
становится способным действовать не в силу эмоционально привлекательных побуждений. Для этого
требуется некоторое самообладание.
Было бы фактически неправильно и практически вредно считать
маленьких детей вовсе неспособными к самообладанию и изображать их, как это иногда делалось,
обязательно маленькими дикарями, живущими не поддающимися обузданию инстинктами и
импульсивными влечениями. Дети иногда очень рано — уже на 3-м году — обнаруживают
самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в более трудной для
реб¸нка решимости сделать что-нибудь неприятное. Однако это да¸тся не сразу и не легко.
Привожу выдержку из уже упомянутого дневника Сыркиной. «Я дала Л¸ле (2;4) нести корзинку
с ягодами, но попросила не есть их. Однако через минуту у не¸ во рту была ягода.
На мой укоризненный взгляд она смущ¸нно ответила: «Босе не буду». Через несколько
мгновений я вновь посмотрела на не¸ и увидела, что она опять ест. Я ей ничего не сказала, но она так
смутилась, что выплюнула ягоду и отдала мне корзинку».
Готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению — отказаться
от чего-нибудь приятного, сделать что-нибудь неприятное — встречается, таким образом, у реб¸нка
иногда уже очень рано — уже на 3-м году, но она покоится, конечно, на других основах, чем у
взрослого или даже у подростка. У реб¸нка она сначала обусловлена, конечно, не отвлеч¸нными
соображениями, как иногда у взрослых, а послушанием, привычкой, подражанием и очень рано
пробуждающимся у детей чувством как бы обязанности и в случае е¸ нарушения — вины перед
взрослыми (ср. смущение Л¸ли (2;4) в вышепривед¸нной выдержке из дневника). Вс¸ же и в таком
самообладании, которое развивается на 4—5-м году, заключено ценное зерно. Его надо культивировать.
К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда, как в нижеприводимом случае, и раньше
— проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних более, у других
менее выраженное стремление к самостоятельности.
Оно очень ярко выступает в дневниковых записях за поведением Л¸ли С. Приблизительно к 1?
годам у не¸ появилось стремление делать вс¸ самостоятельно. «Желает сама» одеваться и есть. Не да¸т
писать, вырывает из рук карандаш, кричит «ама» (сама) и начинает чертить каракули (1;7). Гуляя по
улице, Л¸ля не позволяет держать себя за руку и даже идти близко. Отталкивает и кричит: «ама... иди,
иди». Прежде с большим удовольствием смотрела, как ей рисуют, а теперь сейчас же вырывает
карандаш, кричит «ама» и начинает рисовать штрихи (1;8). Л. не позволяет ничего поправлять в своих
сооружениях. Малейшая поправка вызывает горький плач и крики «Я-я ама» (Л¸ля сама) (из дневника
Сыркиной).
Вместе с тем примерно к тому же времени реб¸нку становится уже доступно понимание того,
что не всегда можно делать то, что хочется. Собственному «хочу» противостоит «надо» и «нельзя»
взрослых, с которыми приходится считаться.
В результате воспитания у реб¸нка начинают складываться некоторые правила поведения; тому,
что хочется, начинает противопоставляться то, что требуется. Воспитание в этом направлении должно
проводиться очень умело — достаточно тв¸рдо и, главное, последовательно и вместе с тем достаточно
гибко, с уч¸том особенностей и возможностей реб¸нка, не превращаясь в постоянную докучливую
опеку. Нельзя предъявлять реб¸нку излишних, непосильных для него требований. Нельзя также
нервировать его постоянными мелочными запретами. «Надо» и «нельзя» должны рано войти в жизнь
реб¸нка, но они не должны нависнуть над ней и подавлять реб¸нка. В противном случае вместо
воспитания самообладания они лишь задушат в реб¸нке в зародыше всякую инициативность и
самостоятельность — ценнейшие качества воли.
Сам характер тех правил, которым подчиняется поведение реб¸нка, и его отношение к ним
различно на разных этапах развития.
Правило поведения сначала регулярно соблюдается реб¸нком, только если оно закреплено у него
в виде привычки. Элемент привычки, навыка в детстве играет особенно существенную роль, потому что
для маленького реб¸нка, естественно, слишком трудной задачей было бы постоянно сознательно
регулировать сво¸ поведение общими правилами в виде общих положений.
Ж. Пиаже выдвинул то положение, что в раннем детстве «правило» поведения безостаточно
сводится для реб¸нка именно к привычной схеме действия.
[См. J. Piaget, Le jugement moral chez
l’enfant, Paris, 1932. В этой книге Ж. Пиаже сделал попытку проследить развитие у детей понимания
правил и установить роль, которую они играют в их поведении на различных ступенях этого развития.]
По утверждению Пиаже, до 3—4 лет, а иногда и позже, реб¸нку совершенно чужд момент
Hosted by uCoz