Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 584 
Next page End  

представлений», объедин¸нных между собой внешними связями — ассоциациями. Законы ассоциаций
объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов
всех сложных образований сознания.
Таким образом, и внутри ассоциативной психологии друг другу противостоят
материалистическое направление, которое связывает или даже сводит психические процессы к
физиологическим, и субъективно-идеалистическое направление, для которого вс¸ сводится к
ассоциации субъективных образов-представлений. Эти два направления объединяет механицизм.
Ассоциативное направление оказалось самым мощным течением оформившейся в середине XIX в.
психологической науки.
Отмечая значение тех социальных сдвигов, которые совершаются в истории Европы на переломе
от XVII к XVIII в., для истории науки, Ф. Энгельс характеризует это время как период превращения
знания в науку («знание стало наукой, и науки стали совершеннее, т. е. примкнули, с одной стороны, к
философии, с другой — к практике»). [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, 1929, стр. 349; К. Маркс, Ф.
Энгельс, Соч. Т. 1. С. 599.] В отношении психологии нельзя полностью сказать того же, что говорит
Энгельс в этом контексте о математике, астрономии, физике, химии, геологии. Она в XVIII в. ещ¸ не
оформилась окончательно в подлинно самостоятельную науку, но и для психологии именно в это время
были созданы философские основы, на которых затем в середине XIX в. было воздвигнуто здание
психологической науки. У Р. Декарта параллельно с понятием рефлекса впервые выделяется
современное понятие сознания; у Дж. Локка оно получает эмпирическую интерпретацию (в понятии
рефлексии), определяющую его трактовку и в экспериментальной психологии в период е¸ зарождения и
первых этапов развития. Обоснование у английских и французских материалистов связи психологии с
физиологией и выявление роли ощущений созда¸т предпосылки для превращения
психофизиологических исследований органов чувств первой половины XIX в. в исходную базу
психологической науки. Р. Декарт и Б. Спиноза закладывают основы новой психологии аффектов,
отзвуки которой сказываются вплоть до теории эмоций Джемса-Ланге. В этот же период у английских
эмпириков — у Д. Гертли, Дж. Пристли и затем у Д. Юма — под явным влиянием идей ньютоновской
механики формулируется основной объяснительный принцип, которым будет оперировать
психологическая наука XIX в., — принцип ассоциаций. В этот же период у Г. Лейбница в понятии
апперцепции (которое затем подхватывает В. Вундт) намечаются исходные позиции, с которых в недрах
психологической науки XIX в. на первых порах будет вестись борьба против механистического
принципа ассоциации в защиту идеалистически понимаемой активности.
Немецкая идеалистическая философия конца XVIII и начала XIX в. на развитие психологии
сколько-нибудь значительного непосредственного влияния не оказала.
Из представителей немецкого идеализма начала XIX в. часто отмечалось влияние И.
Канта.
Кант сам, однако, лишь попутно касается некоторых частных вопросов психологии (например
проблемы темперамента
в «Антропологии»), громит с позиций «трансцендентального идеализма»
традиционную «рациональую психологию» и, поддаваясь влиянию в общем бесплодной немецкой
психологии способностей (главного представителя которой, И. Н. Тетенса, он очень ценит), относится
крайне скептически к возможности психологии как науки. Но влияние его субъективного идеализма
отч¸тливо сказывается на первых исследованиях по психофизиологии органов чувств в трактовке
ощущений (Иоганн Мюллер, Г. Гельмгольц, см. дальше); однако психофизиология развивается как
наука не благодаря этим кантианским идеям, а вопреки им.
Из философов начала XIX в. — периода, непосредственно предшествовавшего оформлению
психологии как науки, наибольшее внимание проблемам психологии уделяет стоящий особняком от
основной линии философии немецкого идеализма И. Ф.
Гербарт. Главным образом в интересах
педагогики, которую он стремится обосновать как науку на психологии, Гербарт хочет превратить
психологию в «механику представлений». Он подверг жестокой критике психологию способностей,
которую до него развили представители английского ассоцианизма, и попытался ввести в психологию
метод математического анализа.
Эта попытка превратить психологию как «механику представлений» в дисциплину,
оперирующую наподобие ньютоновской механики математическим методом, у Гербарта не увенчалась
и не могла увенчаться успехом, так как математический анализ у него применялся к мало обоснованным
умозрительным построениям. Для того чтобы применение математического анализа получило в
психологии почву и приобрело подлинно научный смысл, необходимы были конкретные исследования,
которые вскоре начались в плане психофизики и психофизиологии.
Подводя итоги тому, что дал XVIII в., «вершиной» которого в науке был материализм, Ф.
Hosted by uCoz