Navigation bar
  Print document Start Previous page
 466 of 584 
Next page End  

результаты. В результате е¸ продукция сразу повысилась. Группа учащихся, которая в первой части
эксперимента периодически проверяла результаты своей работы, согласно данной ей инструкции, во
второй период экспериментальной работы перестала это делать; уровень е¸ достижений сразу резко
снизился, как об этом свидетельствуют приводимые кривые. Аналогичный эксперимент был провед¸н у
нас Шардаковым в двух VI классах. Результаты получились аналогичные (см. кривые). Знание
результатов своей работы стимулирует учащихся, формирует у них волю к учению, повышает их
активность. Результаты такого самоконтроля сказываются при этом, по данным Шардакова, особенно
значительно на средних и слабых учениках. Уч¸т результатов своей работы влияет благоприятно и на
работу более сильных, но здесь эффект этого уч¸та менее значителен.
Кривая влияния знания результатов на ход обучения
Эти общие соображения о деятельности и е¸ мотивации должны быть ещ¸ конкретизированы.
Для этого необходимо прежде всего выделить основные виды деятельности.
Труд
Основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд.
Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности
представляют игра и учение.
В высших, наиболее совершенных, формах творческого труда, отражающих всю многогранную
сущность человеческого существа, находят себе действенное выражение и развитие все душевные силы,
замыслы, чувства личности; эти различные моменты, или стороны, не совпадая, но переходя друг в
друга и друг с другом сочетаясь, снова образуют целостное единство.
Все психические процессы, с которых мы начали аналитическое изучение психики человека,
выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения — вообще одного из видов
деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания
внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь.
Психологический анализ различных видов деятельности, т. е. анализ их психологических
свойств, мы начинаем с труда как основного вида деятельности человека; игра и учение, естественно,
располагаются в той последовательности, в которой они выступают в качестве основных видов
деятельности в онтогенетическом развитии человека.
Психологическая характеристика труда
Труд в целом не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных
закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического
изучения является поэтому никак не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой
деятельности.
В своей классической характеристике труда К. Маркс отметил и ряд важнейших
психологических его особенностей. «Труд, — пишет Маркс, — есть прежде всего процесс,
совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной
деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество
природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение
принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством
Hosted by uCoz