Navigation bar
  Print document Start Previous page
 488 of 584 
Next page End  

моменты предварительного распределения ролей, значительно устойчивее содержание игр, нет той
отвлекаемости, которая наблюдалась в начале года, имеют место длительные игры, постройки
сооружаются с определ¸нной целью и длительно сохраняются».
[Т. И. Стеблин-Каменская, К вопросу
постановки игры в дошкольном учреждении, «Дошкольное воспитание», метод. сборн. ¹ 4, 1934.]
Игры, связанные с развитием моторики, не обречены при этом в годы развития смысловых игр в
воображаемых ситуациях, следующих за первым периодом моторных — «функциональных» — игр, на
отмирание. Спортивные подвижные игры в коллективе могут получить значительное и плодотворное
развитие у старшего дошкольника и у школьника. Они строятся обычно как игры с правилами.
Уже в ранних играх с ролями, в воображаемой ситуации, игра отч¸тливо отделяется от занятий и
от практической деятельности реб¸нка, с которой она первоначально образует нерасчлен¸нное
единство. Эти смысловые сюжетные игры с ролями, переносящие действие в воображаемую ситуацию,
игры в специфическом смысле этого слова проходят в дальнейшем, приобретая вс¸ новое содержание,
длинный путь развития, неразрывно сплет¸нный с общим духовным развитием подрастающего
человека.
По данным систематических дневниковых записей и наблюдений за детьми в дошкольных
учреждениях намечается следующая линия развития сюжетных игр.
Сюжетные игры наблюдаются у младших дошкольников в возрасте 3—3,5 лет. Но сюжеты в
играх младших дошкольников ещ¸ схематичны и отрывочны. Реб¸нку ещ¸ трудно развивать свои
замыслы и ещ¸ труднее следить за замыслами другого реб¸нка. У детей есть стремление играть вместе,
однако они плохо понимают замыслы друг друга, поэтому, с одной стороны, происходит частая смена
сюжета, изменение внутреннего содержания игры, и, с другой, — связи между детьми в игре не
устойчивы, не логичны и не мотивированы. Роли в игре иногда возникают, но не получают оформления.
[Эти положения отч¸тливо выявились в ещ¸ не опубликованной диссертации т. Усовой.]
У средних дошкольников (4—5 лет) роль и сюжет игры приобретают уже известную
оформленность, хотя сохраняют ещ¸ неустойчивость. Роль начинает приобретать ведущее,
организующее значение; правила игры начинают определяться е¸ смысловым значением; но игры ещ¸
не устойчивы и часто быстро распадаются; у некоторых детей уже проявляется способность
заинтересовывать других детей своей игрой и следить за чужим замыслом.
У старших дошкольников (6—7 лет) наблюдаются уже длительные игры с прочно сложившимся
сюжетом, с выполнением правил, которые заключены в роли и обусловливаются сюжетом игры. Выбор
сюжета у них менее случаен; игры определяются относительно более устойчивыми интересами.
Развитие сюжетных игр связано с умственным развитием реб¸нка — со способностью
представить нечто, сосредоточить внимание на различных сторонах действительности, относительно
самостоятельно, творчески обработать полученный материал, понять логику человеческих действий в
определ¸нной ситуации. Развитие творческой игры связано также со способностью к драматизации, к
изображению материала.
Вначале реб¸нок (от 2 до 3 лет) играет с игрушкой, производя с ней то или иное целесообразное
действие (например погоняет лошадку, укладывает спать куклу и т. д.), не беря ещ¸ на себя
определ¸нной роли. На заданный ему в игровом плане вопрос, кто он такой, реб¸нок называет сво¸ имя;
кукла оста¸тся для него только куклой. Между 2,6—3 годами из развитии игры происходит перелом:
реб¸нок начинает брать на себя роль и наделять ею игровой материал. Теперь на тот же вопрос реб¸нок
называет себя в соответствии с ролью («папа», «мама», «красноармеец» и т. д.), а кукла превращается в
«Галю», «дочку» и др. В первый период таких ролевых игр любая вещь может быть тем, что нужно
реб¸нку. Вещи, да и сами игрушки, легко меняют сво¸ значение. В дальнейшем требования к игрушкам
меняются; они должны обладать большим сходством с реальными предметами.
Дальше вс¸ возрастает интерес к коллективным играм. Дети ч¸тко договариваются, кто кем
будет. Игра детей по своему характеру начинает напоминать своеобразную драматизацию, где есть
режисс¸р (организатор игр) и акт¸ры. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Характерно
бережное отношение к игровой обстановке: «просим ничего здесь не трогать». Подготовка к игре
(изготовление игрового материала, костюмов и пр.) занимает значительное место.
Этот тип игры характерен обычно для старшей группы детского сада.
Игра на определ¸нную тему становится весьма продолжительной: иногда дети неделями играют
в одну игру, усложняя е¸, внося новые варианты.
По материалам первого ленинградского опытного очага, игры детей средней и старшей групп
заметно отличаются друг от друга в этом отношении: в старшей группе к концу I квартала, после
провед¸нной в течение этого времени работы педагога, наблюдались длительные игры,
Hosted by uCoz