Navigation bar
  Print document Start Previous page
 493 of 584 
Next page End  

Мотивы учения
О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый
вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только
результатом, но также и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием
его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и, — поскольку
учение — это собственно опосредованное, совершающееся через овладение накопленных
человечеством знаний, познание мира, — интерес к знанию. Но наряду с этими основными мотивами в
процессе учения фактически выступает, конечно, и ряд других — начиная с стремления испытать и
выявить свои силы и способности: поскольку организация занятий включает публичную проверку
знаний в классе, испытания — экзамены, учение легко может выступить для учащегося и как такая
личная проблема. Вместе с тем, поскольку учение протекает как система заданий или уроков,
задаваемых учителем, учение может выступить для учащегося как задача, в основном по своей
мотивации сводящаяся к выполнению своих обязанностей перед учителем, перед школой, и далее перед
государством, которое вводит обязательное обучение и требует, чтобы будущие граждане его учились,
либо перед родителями, поскольку они принимают к сердцу неуспехи и успехи реб¸нка в уч¸бе, либо,
наконец, на высших ступенях развития, и как обязательство перед самим собой — использовать для
собственного самоусовершенствования предоставленные для этого возможности. Во всех этих
последних случаях приобретение знаний в процессе учения превращается как бы в средство, в способ
— или по крайней мере также в средство или способ — разрешения задач, которые, выходя за пределы
учебной деятельности как таковой, преобразуют для учащегося внутренний смысл разрешаемых им в
ходе уч¸бы задач. На разных этапах развития иные мотивы оказываются — закономерно — наиболее
эффективными побуждениями для активного включения подрастающего в уч¸бу. Существенная задача
педагога заключается в том, чтобы найти на каждом этапе развития наиболее адекватные для него
мотивы, соответственно преобразуя и переосмысляя задачу, которую он ставит перед учащимся.
Сознательность учения предполагает, во-первых, осознание оснований и смыслового содержания
осваиваемых в процессе учения положений — в противоположность формальному, механическому
заучиванию пустых формул и необоснованных положений; она существенно проявляется также в
мотивах учения, в отношении учащегося к учению и тому, чему он обучается. Для того чтобы
учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе
учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели
значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Уровень сознательности существенно определяется тем, насколько личностно значимым для
учащегося оказывается то, что объективно, общественно значимо. Не подлежит сомнению, что, с одной
стороны, предполагая понимание объективно значимого содержания науки, искусства и т. д., такое
личностное отношение к объективно значимому, в свою очередь, существенно обусловливает его
освоение и понимание.
Для того чтобы дети и вообще люди учились сколько-нибудь усердно и эффективно, у них
должна быть какая-то заинтересованность в уч¸бе или интерес к ней. Это может быть
непосредственный интерес к учению и к предмету уч¸бы; это может быть и в
какой-то мере обычно
бывает и опосредованный интерес к уч¸бе, связанный с более или менее ясным сознанием того, что она
да¸т.
В одних случаях этот опосредованный интерес носит характер чисто личной заинтересованности
в тех преимуществах, которые может дать более высокий образовательный ценз (как это часто бывает у
буржуазных подростков). В других случаях на передний план выступают общественные мотивы. Такого
типа мотивация часто встречается у советских школьников, у которых советская просветительная
политика воспитала высокое понимание значения образования.
В одних случаях у них при этом выступает на передний план непосредственный интерес к
знанию, в других — желание учиться очень отч¸тливо опосредовано общественными мотивами,
желанием вооружиться знаниями для дальнейшей общественно-полезной деятельности, для того, чтобы
строить социализм, и т. д. Сплошь и рядом непосредственный и опосредованный интерес к учению
оказываются до такой степени взаимосвязанными, что очевидной становится невозможность, различая
их, чисто внешним образом их противопоставлять.
В качестве иллюстрации приводим ответы на вопрос о том, что побуждает школьников учиться,
полученные Зейлигер и Ганелиным в результате опроса учащихся ленинградских школ.
«Я учусь для того, чтобы стать образованным человеком, потому что в Стране Советов нельзя
Hosted by uCoz