Navigation bar
  Print document Start Previous page
 495 of 584 
Next page End  

электричество, как бы убого оно у нас ни преподавалось» (VII в).
2) Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.
«Больше всего привлекает математика, е¸ точность рассуждения», — заявляет ученик VII класса.
«Математику я люблю; она мне нравится тем, что надо считать, думать над задачей», — говорит
другой ученик той же школы (VII).
«Всегда интересовался математикой, физикой и литературой и вообще предметами, требующими
некоторой последовательности мысли» (X).
3) В некоторых случаях интерес вызывается или по крайней мере подкрепляется соответствием
склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются.
«Имею способности к рисованию и потому люблю его».
«Люблю музыку, так как я великолепно пою».
«Меня интересовали алгебра и естествознание: алгебра — потому, что я много занимался и
хорошо понял е¸; зоология — потому, что е¸ хорошо объяснял педагог» (VII).
Здесь отч¸тливо выступает своеобразная диалектика интересов и деятельности; если, с одной
стороны, интересы побуждают к деятельности в соответствующем направлении, то оказывается, что, с
другой стороны, успешная деятельность, направленная на овладение определ¸нным предметом,
вызывает или повышает интерес к нему. То же положение в отрицательной форме выражено в
замечании ученицы VI класса:
«Меня ничто не интересует, так как стала плохо заниматься» (VI a).
«За последние дни меня заинтересовала геометрия. Люблю также историю. Раньше меня
интересовали те же предметы, за исключением геометрии. Причины в том, что я геометрию не учил и
потому плохо знал» (VII в).
Ученик может плохо заниматься, потому что у него нет интереса к занятиям, и он может
утратить интерес к занятиям, потому что он стал в силу тех или иных условий плохо заниматься.
Эффективность работы как фактор, стимулирующий интерес, выступает в непосредственно наглядной
форме у учащегося VI класса, который мотивирует свой интерес к металлообработке тем, что на
металлообработке «видишь, как под твоими руками из бесформенного куска материала созда¸тся
вещь».
4) Опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем
практической деятельностью.
«В этом году меня больше интересует география, зоология и химия. По всем этим предметам у
меня «отлично». Эти предметы меня очень интересуют, так как я в дальнейшем хочу быть агрономом»
(VII в).
«Интересуюсь литературой, так как сам пишу стихи и хочу быть писателем» (VI).
«Литература меня интересует потому, что в будущем хочу быть артистом, а литература
раскрывает многие образы, которые могут потребоваться в будущем» (VI a).
Существенной психологической проблемой является изучение динамики интересов, их развития,
распада, перемещения в ходе обучения.
В вышецитированных материалах имеется ряд относящихся к этому вопросу показаний,
свидетельствующих о сдвигах и интересах, обусловленных ходом обучения. В одних случаях
перемещение интересов вызвано самым фактом появления нового предмета. Неоднократно в
высказываниях учащихся прямо встречаются такие заявления об интересе к тому или иному предмету:
«Раньше не было этого предмета, я не знал его, теперь он у нас препода¸тся и заинтересовал меня».
В других случаях появление одних интересов и исчезновение других мотивируется качеством
преподавания.
«В этом году меня особенно интересовали математика, география и история. Меня предметы эти
заинтересовали, потому что хорошие педагоги хорошо разъясняют, преподают урок на интересном и
конкретном материале» (VII a).
«В этом году меня больше всего интересуют русский язык и литература, потому что наша
учительница О. И. очень хорошо объясняет урок, так всегда интересно» (VI a).
«Меня больше всего интересует литература, зоология, черчение и физкультура. По этим
предметам хорошие педагоги хорошо, ярко дают уроки и, по-моему, умеют заинтересовать ученика» (V
a).
«В этом году меня очень интересовала история, потому что у нас преподаватель A. M. Б. А. М.
сумела заинтересовать ребят и заставила понять е¸ предмет. История — самый интересный урок» (V a).
«Всегда меня особенно интересовали литература, история, география. В этом году математика,
Hosted by uCoz