Navigation bar
  Print document Start Previous page
 496 of 584 
Next page End  

так как наш педагог сумел развернуть материал чрезвычайно интересно» (IX).
«Раньше интересовала электротехника, но оттолкнуло плохое преподавание» (X).
«Я люблю также физику, но в этом году у нас был очень плохой учитель. Опыты откладываются
на весну и не делаются, лабораторные работы тоже, даются одни голые выводы без всяких объяснений,
и весь курс надо вызубрить, а не понимать. Предмет стал скучным» (VI a).
В этих высказываниях отч¸тливо выступает роль учителя — этой центральной фигуры
педагогического процесса — в направленности интересов учащихся.
Наконец, сдвиги в интересах к тому или иному предмету наблюдаются в связи с развитием
способностей учащихся. По мере продвижения к старшим
классам вс¸ чаще выступает интерес к
математике, к наукам, требующим логической работы мысли, в то время как в младших классах
относительно более силен интерес к конкретному описательному и повествовательному материалу. Эти
сдвиги интересов связаны с развитием способностей, в частности с ростом способности к рассуждению,
к отвлеч¸нному теоретическому мышлению. Развитие же способности к отвлеч¸нному теоретическому
мышлению в свою очередь связано с овладением в ходе обучения системой теоретического знания и
обусловлено им.
Освоение системы знаний
Освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, является
основным содержанием и важнейшей задачей обучения.
Американская психология в соответствии с господствующими в ней механистическими
установками свела всю проблему учения и обучения (Learning) по существу к одной лишь выработке
навыков. Выработка навыков, конечно, тоже входит существенной частью в задачи обучения. Очень
важно, чтобы учащийся не только знал правила математики (арифметики, алгебры и т. д.),
но и умел
решать математические задачи, чтобы он умел не только вывести основные при¸мы их решения, но и
достаточно быстро и бегло ими владел; нужно, следовательно, чтобы у учащегося выработались
соответствующие навыки. Традиционная психология уделяла этой проблеме далеко не достаточное
внимание, между тем практическое значение е¸ бесспорно. Разработка психологии учебных навыков
составляет существенную часть общей психологии обучения.
Однако психология учения никак не может быть сведена к проблеме навыков, да и сама
проблема навыков никак не может быть правильно разрешена и даже поставлена вне связи с проблемой
усвоения знаний.
Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это
психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В
него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое
да¸т возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя и т. д.
Каждый из этих процессов является компонентом в сложном и вс¸ же в известном смысле
неразложимом, едином процессе учения, который совершается как двусторонний и социальный по
своему существу процесс передачи, сообщения и усвоения знаний.
Это совершенно конкретно сказывается на любом этапе или звене в процессе усвоения знаний.
Ни один из них нельзя правильно понять, если исходить из того, что учение и обучение — это два
различных процесса («ученик учится и учитель учит»), которые могут рассматриваться независимо друг
от друга. Уже при восприятии учебного материала налицо не сам по себе материал, с одной стороны, и
воспринимающий его — с другой, а 1) ученик, воспринимающий материал, сообщаемый ему учителем,
2) учитель, который его сообщает, обработав его определенным образом, и 3) материал, который
переда¸тся от одного к другому, сообщается одним — учителем и воспринимается другим — учеником.
Восприятие материала — это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые
педагог переда¸т учащемуся, обрабатывая их определ¸нным образом. При этом педагог, учитель
является передатчиком определ¸нного материала, сообщающим его учащемуся; вместе с тем и
материал, поскольку он обработан учителем, является отчасти передатчиком его мыслей ученику. То,
как материал воспринимается, существенно зависит от того, как он пода¸тся; то, как он осмысливается
и усваивается, — от того, как он излагается.
Вообще первый и основной принцип правильной трактовки восприятия, мышления и прочих
психических процессов в той их специфике, которую они приобретают в учебной деятельности
учащегося, заключается в том, что они являются стороной специфического, по существу своему
двустороннего процесса обучения. Этим прежде всего процесс восприятия (и точно так же мышления и
Hosted by uCoz