Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 584 
Next page End  

борьба с идеалистических позиций против стихийно-материалистических тенденций,
сенсуалистических и механистических принципов, на которых первоначально строится
экспериментальная физиологическая психология; под конец этого периода борьба эта приводит
психологию к открытому кризису. Наряду с этим происходит дальнейшее развитие специальных
экспериментальных исследований и совершенствование техники исследования.
Развитие экспериментального исследования почти вс¸ относится собственно к этому периоду. В
предшествующий период произошло лишь само зарождение психофизики и психофизиологии, или
физиологической психологии. Развитие выходящего за рамки психофизиологии экспериментального
исследования, начинающегося с работы Г. Эббингауза о памяти (1885), исследования Г. Э. Мюллера о
памяти и внимании и т. д., относится главным образом к концу XIX в. (80-е и 90-е годы). К этому же
времени относится развитие зоопсихологии (классический труд Э. Л. Торндайка выходит в 1898 г.).
Особенно значительное развитие психологии реб¸нка, начинающееся с труда В. Прейера (1882),
относится главным образом к ещ¸ более позднему времени (труд В. Штерна «Психология раннего
детства» в 1914 г., работы К. Гросса, К. Бюлера и др. в последующие годы).
Физиологическая, экспериментальная психология, оформившаяся как наука, по своим основным
наиболее прогрессивным методологическим принципам и философским традициям была,
как мы
видели, к моменту своего оформления ещ¸ наукой XVIII в., в которой Энгельс писал, что наука XVIII в.
противопоставила одной односторонности противоположную (субъективности — объективность, духу
— природу, спиритуализму — материализм, абстрактно-единичному — всеобщее), не разрешив их
противоречия, но сделав необходимым его разрешение тем, что XVIII в. противопоставил обе стороны
противоречия во всей их резкости и полноте. [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, 1929, стр. 349.]
Борьба против методологических принципов, на которых было первоначально воздвигнуто
здание экспериментальной психологии, начинается уже на рубеже XX в. Она ид¸т по многим линиям и
повсюду в этой борьбе продолжается противопоставление одной противоположности другой.
Господствующему первоначально в физиологической психологии сенсуализму различных толков
противопоставляется рационализм (психология «чистого мышления» вюрцбургской школы и А. Бине:
снова Декарт против Локка); механистическому атомизму в психологии — «ассоцианизму» —
целостность различных видов (целостная психология берлинской школы, лейпцигской и т. д.) и
принцип активности
(«апперцепция», «творческий синтез» у В. Вундта; Лейбниц против Декарта);
натурализму физиологическому (в психофизиологии) или биологическому (Дарвин, Спенсер)
различные формы спиритуалистической «психологии духа» и идеалистической «социальной
психологии» (французская социологическая школа в психологии). Далее поднимаются новые
противоречия: интеллектуализму — сенсуалистическому и рационалистическому — начинают
противопоставляться различные формы иррационализма;
разуму, который обожествляла Французская
революция XVIII в., — т¸мные глубинные влечения, инстинкты. Наконец, с разных сторон начинается
борьба против лучших прогрессивных моментов картезианского понятия сознания с его ясным и
отч¸тливым знанием; против него, с одной стороны, выдвигается диффузное чувствоподобное
переживание психологии лейпцигской школы (К.
Беме и немецкие мистики против Декарта);
против
него, с другой стороны, выступают различные разновидности психологии бессознательного
(психоанализ З. Фрейда и т. д.); против него, наконец, доводя кризис до крайних пределов, выступает
поведенческая психология, которая отвергает не только специфическое понятие сознания, но и психику
в целом: «Человек-машина» Ж. О. де Ламеттри пытается преодолеть все противоречия человеческого
духа, вовсе упразднив его (рефлекс против сознания, Декарт против Декарта).
Эта борьба в своих основных тенденциях является идеологической борьбой, но опорные точки
для тех конкретных форм, которые она принимает в практике психологического исследования, дают
противоречия между конкретным фактическим материалом, который вскрывает поступательный ход
научного психологического исследования, и теми методологическими основами, из которых исходила
психология.
Борьба по всем этим направлениям, начинаясь на рубеже XX в., тянется в зарубежной
психологии по сегодняшний день. Но в разные периоды господствующими оказываются разные
мотивы. Здесь приходится различать прежде всего период до 1918 г.
(до окончания первой мировой
войны и победы Великой социалистической революции в России) и последующий период. Во второй из
этих периодов психология вступает в полосу открытого кризиса; в первый он подготовляется. Уже и в
первый из этих периодов начинают складываться многие из направлений, которые станут
господствующими в последующий период,— и иррационалистический интуитивизм А. Бергсона, и
психоанализ З. Фрейда, и психология духа В. Дильтея и т. д., но характерными для этого периода
Hosted by uCoz