Navigation bar
  Print document Start Previous page
 501 of 584 
Next page End  

запоминаются», — сказал один ученик IV класса на вопрос, запомнил ли он одно грамматическое
правило. Другой материал — географические названия, цифровые, статистические данные и т. п. —
никак нельзя запомнить на основании одного лишь понимания. В таких случаях и приобретает особое
значение повторение как таковое. В связи с этим известное значение приобретает и вопрос о
правильной организации повторения.
Наряду с повторительным воспроизведением существенное место в деле прочного усвоения
знаний принадлежит и свободному воспроизведению. Необходимость свободно воспроизвести, самому
изложить материал вообще очень активизирует его осмысление. В процессе изложения неизбежно
совершается проверка, самоконтроль, выявляются места, требующие дополнительного уяснения.
Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует е¸; вместе с тем он прочнее е¸ запечатлевает.
Экспериментальное исследование показывает, что первые собственные формулировки, в которые
отливается усваиваемый материал, запечатлеваются очень прочно (см. главу о памяти).
Теоретический смысл и объяснение этого факта мы усматриваем в том, что в процессе
собственного изложения очень активизируется процесс осмысления материала. Поэтому та речевая
форма, в котирую материал отливается именно в момент особенно активного его освоения, особенно
прочно с ним срастается; она становится естественной формой его существования.
Из этого факта следуют очень существенные педагогические выводы: 1) поскольку собственное
изложение так прочно запечатлевается, необходимо использовать его в целях прочного усвоения
знаний, включив его существенным звеном в организацию учебной работы; 2) вместе с тем, поскольку
собственные формулировки имеют значительную тенденцию к закреплению, необходимо, очевидно,
тщательно подготовить это первое самостоятельное воспроизведение материала учащимся, чтобы
избежать устойчивых ошибок.
Не нужно, однако, представлять себе эту устойчивость первой версии, первоначальных
формулировок как некий стихийный, фатально наступающий факт (каковым он, как нам кажется,
представляется у некоторых авторов, его отмечавших). Этот факт закономерный, но не фатальный. Он
является функцией осмысливания и потому может быть измен¸н переосмысливанием. В результате
нового осмысливания материала и собственное изложение может существенно реконструироваться, как
показывают наши дальнейшие исследования.
Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно приурочивать не к моменту,
непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться, так
как наши экспериментальные исследования (так же как Балларда, Мак-Гича и др.) свидетельствуют о
том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за
первым восприятием материала, а через некоторое время (2—3 дня) после него.
В процессе усвоения знаний нередко приходится сталкиваться с таким положением, что
материал запечатлелся как будто прочно, а овладение этим материалом стоит вс¸ же не на высоком
уровне. Это обнаруживается прежде всего на воспроизведении материала; более или менее точное и
полное, оно, однако, сковано заученным текстом; свободная реконструкция материала, иная
планировка, новое построение материала в связи с той или иной специальной целью, оказывается
недоступной. У
младших детей это наблюдается сплошь и рядом. Поэтому одна из задач в процессе
усвоения знаний заключается в том, чтобы от «стихийной», «спонтанной», непроизвольной
реконструкции материала при его воспроизведении, которая одна только до сих пор была в поле
психологического исследования, перейти к сознательной, преднамеренной реконструкции,
психологические закономерности которой явились предметом наших экспериментальных исследований
(ср. главу о памяти).
Важно, чтобы учебный материал прочно запечатлелся, но этого недостаточно. Подлинное
освоение — это и овладение, умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными
задачами, которые могут встать при использовании приобрет¸нных знаний в теоретических и
практических целях. Необходимость такого овладения знаниями должна учитываться и
предусматриваться педагогом на протяжении всего процесса учения. В этих целях необходимо на вс¸м
его протяжении стремиться к максимальной сознательности усвоения и строить всю работу в
соответствии с этой целью. Но по большей части нельзя будет ограничиться лишь попутным
разрешением этой задачи. Необходимо выделить для этого какое-то специальное звено в обучении.
Этой цели служат различные виды самостоятельной работы учащихся. К числу их относятся и
различные виды упражнений — решение математических (арифметических, алгебраических,
геометрических) задач, грамматические упражнения, разборы и т. п. Этот процесс применения
теоретических знаний, правил и т. п. к разнообразному материалу при правильной его организации
Hosted by uCoz