Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 584 
Next page End  

может при этом играть осознание им объективной общественной значимости тех задач, которые перед
ним ставятся.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют
профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении
всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием
интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор
профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший
жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
Путь, которым складывается устойчивый профессиональный интерес, иногда бывает очень
извилистым. Любопытным документом в этом отношении являются воспоминания женщины-штурмана
Расковой.
[См. М. Раскова, Записки штурмана, «Знамя», 1939, ¹ 2.] Наряду с подобными случаями,
когда устойчивый жизненный интерес, определяющий профессиональную деятельность человека,
сформировался очень поздно, известно множество других случаев, когда он складывался очень рано,
сохраняясь на всю жизнь. В качестве примера, если для аналогии с Расковой говорить о л¸тчиках,
можно указать на Громова, который ещ¸ мальчиком решил стать л¸тчиком и затем неуклонно ш¸л по
намеченному пути. Можно было бы привести аналогичные примеры из самых различных сфер
деятельности.
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются очень значительные
индивидуальные различия.
Идеалы
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают
мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не
только то, в ч¸м испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас
интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые
регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осозна¸тся как независимое
от него — общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем,
если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеч¸нно знаем,
что оно считается таковым,
должное становится предметом наших личных устремлений, общественно-значимое становится вместе
с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и
волей. Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщ¸нное абстрактное выражение в нормах
поведения, сво¸ наглядное выражение они получают в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ,
воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, —
образ,
который служит образцом.
Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное
отображение; идеал иногда может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к
реальному облику человека; в н¸м может быть особенно подч¸ркнуто то, что человек особенно ценит и
чего ему как раз недоста¸т. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то,
чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы,
очевидно, неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек
есть, и то, что он желает: то, что человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал —
для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищ¸нное
воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в
образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.
Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием.
Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха
имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают
наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в
древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная
им наука имеют свой идеал: «е¸ настоящий идеал — это аскетический,
но ростовщический скряга и
аскетический, но производящий раб».
[К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр. 657; К. Маркс, Ф.
Энгельс, Соч. Т. 42. С. 131.]
Наша эпоха в нашей стране создала свой идеал, выдвинув в идеальном
человеческом образе черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и
творческом труде по его построению.
Hosted by uCoz