Navigation bar
  Print document Start Previous page
 523 of 584 
Next page End  

п.
Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по своим врожд¸нным
задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в
способностях — продукт не врожд¸нных задатков самих по себе, а всего хода развития личности, в
который врожд¸нные задатки включаются как исходная предпосылка.
Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических
процессов. Она — сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без
которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в
процессе определ¸нным образом организованной деятельности вырабатываются.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная
диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не
тожественны, но они вс¸ же теснейшим образом друг с другом связаны; притом связь эта взаимная. С
одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с
другой — само формирование способности к определ¸нной деятельности предполагает освоение
связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним
для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е.
превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными
извне, а способствуют развитию способностей. Так, по мере того как человек на материале
определ¸нной системы знания по-настоящему осваивает при¸мы обобщения, умозаключения и т. д., у
него не только накопляются определ¸нные умения, но и формируются определ¸нные способности.
Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки,
что в н¸м через умения и знания формируются способности.
Способность закрепляется в личности как более или менее прочное е¸ достояние, но она исходит
из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и
формируется. Когда мы изучали, например, воображение, мы вскрыли, как направленность личности,
сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к
преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность,
и не способность, а определ¸нная закономерность протекания психических процессов. Но в условиях
определ¸нной творческой деятельности — писателя, художника, музыканта — осуществление этих
процессов преобразования включает целый ряд дополнительных предпосылок и данных; вбирая их в
себя, человек в процессе деятельности формирует в себе специфические способности.
Если речь ид¸т, например, о музыкальном творчестве, то деятельность воображения
предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений
и представлений; с другой — эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники,
которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого
воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н. А. Римского-
Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение
художником новыми техническими средствами созда¸т возможность дальнейшего развития творческих
музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения,
техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным
условием развития соответствующих способностей — так же как наличие соответствующих
способностей является условием для овладения этими умениями и пр. Способности формируются по
мере того как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.
Конкретная музыкальная способность к композиции — это целый комплекс различных данных,
которые в самом процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое
специфическое целое. Так же по существу обстоит дело с каждой способностью.
Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью
личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не
действует. В итоге способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая
определяет е¸ пригодность к деятельности. Будучи пригодной для деятельности, способность в
деятельности и формируется. Более или менее специфические данные, которые требуются для
определ¸нной деятельности, лишь в деятельности и через посредство е¸ могут сформироваться на базе
тех или иных задатков.
Деятельность человека — это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой
человек в процессе исторического развития, изменяя природу, созда¸т материальную и духовную
культуру. Все специальные способности человека
это,
в конце концов, различные проявления,
Hosted by uCoz