Navigation bar
  Print document Start Previous page
 530 of 584 
Next page End  

вывод, что они по своим природным данным и не могут с ними справиться. Временный факт,
обусловленный предшествующими условиями развития и обучения, вырывается из своей конкретной
обусловленности и превращается в природную, неотъемлемую и неизменную характеристику
испытуемого реб¸нка. Получается явно порочный круг: ограничением образовательных возможностей
эксплуатируемых классов и порабощ¸нных наций снижали уровень их достижений, а затем на
основании этого снижения заключали о более низких природных возможностях их представителей.
Результат ограничения образовательных возможностей для эксплуатируемых классов и порабощ¸нных
наций выдавался, таким образом, за основание для дальнейшего снижения для них образовательных
возможностей. Таким образом, диагностика одар¸нности приходила и к политически реакционным и
фактически неправильным выводам.
Учение об одар¸нности, о дарованиях, о способностях человека, т. е. об его вс¸ расширяющихся
возможностях, превращается в учение о границах, пределах, «потолках» развития. Понятие одар¸нности
становится основным средоточием теорий о фаталистической предопредел¸нности судьбы детей, о
фатальной обреч¸нности эксплуатируемых классов и порабощ¸нных наций.
Фактически же, если рабочие и крестьяне, вообще эксплуатируемые классы в капиталистических
странах, не дали того количества уч¸ных, художников и т. д., которое они могли бы дать в условиях,
обеспечивающих развитие для всех, — в условиях, которые могут быть созданы только построением
бесклассового общества, то это объясняется, конечно, не низшей одар¸нностью этих классов, не тем,
что у них не было талантов, а тем очевидным фактом, что «таланты эти гибли под гн¸том нужды,
нищеты, надругательства над человеческой личностью». [В. И. Ленин, Соч., т. XXIV, 1932, стр. 491.] И
несмотря на этот гн¸т, несмотря на ужасающее классовое неравенство, огромное число крупных
уч¸ных, художников, изобретателей вышли не из среды господствующих классов. Гениальный русский
уч¸ный Ломоносов был сыном крестьянина-рыбака, Фарадей, один из создателей современного учения
об электричестве, был сыном кузнеца, Стефенсон, изобретатель паровоза, был сыном горнорабочего и
сам рабочий в молодости, величайший математик прошлого столетия Гаусс был сыном ремесленника,
Кант — сыном шорника, Фихте — сыном ткача, Рембрандт — сыном мельника, Шопен — бухгалтера,
Шуберт — учителя, Гайдн — брадобрея, Гутенберг, изобретатель книгопечатания, как и Спиноза, был
шлифовальщиком ст¸кол.
Понимание природы одар¸нности с полной очевидностью обнаруживает, что е¸ развитие
является большой социально-политической проблемой. Возможность проявления дарований
совершенно очевидно зависит от общественных условий. Но поскольку, реализуясь в соответствующей
деятельности, дарования, способности не только выявляются, но и формируются, от общественных
условий зависит и развитие самой одар¸нности. Классовое общество чудовищно ограничивает эти
возможности для представителей эксплуатируемых классов. Мощное и всестороннее развитие
культуры, открытие доступа к ней для всех без исключения, большая забота о юных дарованиях и
работа над их развитием открывают неограниченные возможности для небывалого расцвета дарований
в СССР. Созданные в СССР условия означают не только открытие неограниченных возможностей для
проявления всех имеющихся дарований, но и создание новых, совершенно исключительных условий
для того, чтобы дарования появлялись, формировались, развивались.
Развитие способностей у детей
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности
реб¸нка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры,
техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной
предпосылкой для этого развития способностей служат те врожд¸нные задатки, с которыми реб¸нок
появляется на свет. В действенном контакте реб¸нка с окружающим его миром, в процессе
постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества,
совершающегося в ходе обучения, задатки — и общие у всех людей и вместе с тем у каждого человека
различные — превращаются в многообразные и вс¸ более совершенные способности.
Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие
складываться способности. Вместе с тем каждая начинающая складываться способность является как
бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем
развивается, переходит на высшую ступень, а переход е¸ на высшую ступень открывает возможности
для новых, более высоких е¸ проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна.
Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого
Hosted by uCoz