Navigation bar
  Print document Start Previous page
 543 of 584 
Next page End  

личные взгляды и убеждения человека — это психологические формы выражения направленности, в
которой проявляется характер; содержанием же е¸ является практическое отношение человека к другим
людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и
определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими
людьми.
Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по
существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках, т. е. в тех
действиях, в которых ведущим и определяющим является практическое отношение действующего лица
как субъекта к другим людям. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного
благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, — основные свойства
человеческого характера развиваются совершенно по-разному.
Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей
деятельности — способность к подвигу, к напряж¸нному героическому труду, творческое беспокойство
или, напротив, успокоенность, и его отношение к самому себе — уверенность в своих силах,
скромность или преувеличенное самомнение, самолюбие, неуверенность в своих силах и т. д. Ведущая
и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на
каждом шагу жизни; она отражается также в типах и характерах, созданных большими художниками.
В многообразных, тонких, богатых всевозможными оттенками людских отношениях,
составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется величайшее
многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковы заботливость о
человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и
множество других аналогичных и им противоположных свойств. При этом единство характера не
исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже
противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным,
мягким вплоть до нежности и одновременно тв¸рдым до непреклонности. И единство его характера
может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.
Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного
характера отношения к другим людям, требующего дифференциации отношения в зависимости от
изменяющихся конкретных условий. Человек мягкий при всех условиях и ни в ч¸м не способный к
тв¸рдости, — это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, который не только
не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности, — это уже не
доверчивый, а наивный или глупый человек.
По отношению человека к другим людям различают характеры замкнутые и общительные. Но
эта первая дифференциация, основывающаяся на количественном признаке объ¸ма общения, носит
внешний характер. За ней может скрываться самое различное содержание. Замкнутость в себе,
ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к
людям, на равнодушии холодной и опустош¸нной натуры, которой другие люди не нужны, потому что
ей нечего им дать (герои Дж. Байрона), а в другом — на большой и сосредоточенной внутренней жизни,
которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего
приобщения к ним (биография Б. Спинозы и др. может служить тому наглядной иллюстрацией). Точно
так же и общительность может иметь различный характер: у одних — широкая и поверхностная, с легко
завязывающимися и неглубокими связями, у других — более узкая и более глубокая, сугубо
избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого
встречного без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о большой л¸гкости и подвижности и о
таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение
имеет в конце концов внутреннее отношение человека к человеку по существу.
Всякое действительно не безразличное отношение к другим людям имеет избирательный
характер. Существенно, на ч¸м основывается эта избирательность — на личных ли пристрастиях только
или на объективных основаниях общего дела, общей идеологии. Наличие общего дела, общих
интересов, общей идеологии созда¸т базу для общительности, одновременно и очень широкой и сугубо
избирательной. Такой тип общительности, имеющий широкую общественную основу, мы и называем
товарищеским. Способность к подлинно товарищескому отношению к людям — существенная
характерологическая черта, которая вырабатывается лишь в определ¸нных общественных условиях. Это
товарищеское отношение к другим людям не исключает других, более узко избирательных, более тесно
личностных и вместе с тем идейных отношений к более тесному кругу лиц или отдельному человеку.
В характерологическом отношении существенен, таким образом, не столько количественный
Hosted by uCoz