Navigation bar
  Print document Start Previous page
 552 of 584 
Next page End  

крови, являющийся сознательным общественным существом. Как «я» он выступает, поскольку он с
развитием самосознания осозна¸т себя как субъекта своей практической и теоретической деятельности.
К своей личности человек относит сво¸ тело, поскольку он овладевает им, и органы его
становятся первыми орудиями его воздействия на мир. Складываясь на основе единства организма,
личность, формируясь на его основе, присваивает его себе, относит к своему «я», поскольку она его
осваивает, овладевает им. Человек связывает более или менее прочно и тесно свою личность и с
определ¸нным внешним обликом; внешность связывается с личностью, поскольку во внешности
заключены выразительные моменты, и человек сам накладывает на не¸ определ¸нный отпечаток,
исходящий от всего склада его жизни и стиля деятельности. Поэтому, хотя в личность включается и
тело человека и его сознание, никак не приходится говорить (как это делал У. Джемс) о физической
личности и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней
основывается именно на взаимоотношениях между физической и духовной стороной личности. В
неменьшей, если не в большей, степени это относится и к духовной стороне личности; не существует
особой духовной личности в виде какого-то чистого бесплотного духа; самостоятельным субъектом она
является, лишь поскольку, будучи материальным существом, она способна оказывать материальное
воздействие на окружающее. Таким образом, физическое и духовное — это стороны, которые входят в
личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи.
К своему «я» человек в ещ¸ большей мере, чем сво¸ тело, относит внутреннее психическое
содержание своего «я». Но не вс¸ и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из
психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой
характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, накладывая на
него специфический отпечаток. В каком-то очень широком смысле вс¸ переживаемое человеком, вс¸
психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим,
относящимся к его «я», человек призна¸т не вс¸, что отразилось в его психике, а только то, что было им
пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую
мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере призна¸т своей, а только такую, которую он не
принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то
собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимол¸тно коснувшееся его сердца,
человек в равной мере призна¸т своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность.
Но вс¸ это — и мысли, и чувства, и точно так же желания — человек по большей части в лучшем случае
признает своим, в собственное же «я» он включит лишь свойства своей личности — свой характер и
темперамент, свои способности и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и
чувства, с которыми срослась вся его жизнь.
Реальная личность, которая, отражаясь в сво¸м самосознании, осозна¸т себя как «я», как
субъекта своей деятельности, является общественным существом, включ¸нным в общественные
отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности
существенно определяется е¸ общественной ролью: поэтому, отражаясь в е¸ самосознании, эта
общественная роль тоже включается человеком в его «я». В классовом обществе и в обществе
сословном человек сплошь и рядом так срастается со своим общественным положением, что, забывая о
своей человеческой сущности, он вне этого положения не может себе представить самого себя; утрата
общественного положения представляется крахом самой личности.
Эта установка личности в капиталистическом обществе нашла себе отражение и в
психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джемс
писал: «Личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим». Иначе
говоря: человек есть то, что он имеет;
его имущество составляет его сущность,
его собственность
поглощает его личность.
Джемс так раскрывает свою формулу: «Личность человека, — пишет он, — составляет общая
сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также
его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имения, его лошади, его
яхта и капиталы». Множеством деталей он да¸т ещ¸ более почувствовать, до чего жизненно реальна для
него эта специфическая психология. «Мы в такой степени, — пишет Джемс, — присваиваем платье
нашей личности, до того отожествляем одно с другой, что немногие из нас дадут, не колеблясь ни
минуты, решительный ответ на вопрос, какую бы из двух альтернатив они выбрали: иметь прекрасное
тело, облеч¸нное в вечно грязные и рваные лохмотья, или под вечно новым с иголочки костюмом
скрывать безобразное, уродливое тело». «Инстинктивное влечение побуждает нас накоплять состояние,
и сделанные нами приобретения становятся в большей или меньшей степени близкими частями полной
Hosted by uCoz