Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 584 
Next page End  

их внутри единства. Каждая такая ступень психического развития, будучи качественно отличной от
всех других, представляет относительно однородное целое, так что возможна е¸ психологическая
характеристика как некоторого специфического целого.
Процесс психического развития происходит при этом не как «рекапитуляция», т. е. простое
повторение пройденного, а как поступательный переход — сложный и часто зигзагообразный по
восходящей спирали — от одной ступени к другой, качественно своеобразной, ступени. И задача
психологии при изучении психического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность
в развитии высших форм психики на основе низших и качественное своеобразие этих высших форм
(как-то: сознания человека по сравнению с психикой животных).
б) Поскольку психические явления, как и все явления природы и общественной жизни, имеют
сво¸ прошлое и будущее, свою отрицательную и положительную сторону, что-то отживающее и нечто
развивающееся, им свойственны внутренние противоречия. И подлинным содержанием психического
развития является борьба этих внутренних противоречий, борьба между старыми отживающими
формами психики и новыми нарождающимися. Задача психологического исследования и заключается в
том, чтобы проследить происходящее в этой борьбе развитие новых форм психики в их существенных
закономерностях.
Возникновение новой ступени- психического развития не является, однако, только внешней
надстройкой. Всякая предшествующая стадия всегда представляет собой подготовительную ступень к
последующей; внутри е¸ нарастают — сначала в качестве подчин¸нных моментов — те силы и
соотношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития.
Таков диалектический принцип в трактовке психического развития.
С диалектическим принципом неразрывно связана в нашем понимании психического развития
материалистическая трактовка его.
В противоположность идеализму, утверждающему, что первичным является идея, дух, сознание,
психика, а материя, бытие являются чем-то производным, материализм исходит из того, что материя,
бытие первично, а психика, сознание, дух, идеи вторичны, производны, что они — продукт развития
материального мира, и потому их научное изучение должно исходить из зависимости психики, сознания
от их материальных основ и не может быть понятно вне связи с ними.
«В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь наше
сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших
ощущениях, представлениях, понятиях, — марксистский философский материализм, — пишет товарищ
Сталин, — исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность,
существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником
ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является
отображением материи, отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в сво¸м
развитии высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга, а мозг —
орган мышления, что
нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку».
[И. Сталин,
Вопросы ленинизма, стр. 542, изд. 11-е, Политиздат, 1939.]
Психика является продуктом развития органической жизни. Поэтому вопрос о материальных
основах психики — это прежде всего вопрос об е¸ зависимости от материальных основ органической
жизни, от е¸ материального субстрата.
Непосредственным материальным субстратом психики в е¸ развитых формах является
центральная нервная система, мозг. Но психика, несомненно, связана не только с нервной, но и с
гуморальной, химической регуляцией. В химической, гуморальной регуляции жизни организма
особенно значительную роль играет, как известно, эндокринная система, система желез внутренней
секреции. Е¸ влияние на психику не подлежит сомнению. Так, усиленная инкреция щитовидной
железы, обусловливая повышенную чувствительность всей нервной системы к периферическим и
центральным раздражениям, обусловливает и психические изменения: ускоренное течение психических
процессов — колебания настроения, то возбужд¸нного, то подавленного. Наоборот, понижение
деятельности щитовидкой железы вызывает понижение возбудимости нервной системы, которая
приводит к задержке психических функций и выражается в апатии, в замедленных темпах психической
деятельности.
Однако в настоящее время не приходится противопоставлять друг другу нервную и химическую,
или гуморальную, регуляцию: сама нервная регуляция является вместе с тем и химической, поскольку
она осуществляется через посредство гормонов и медиаторов, выделяемых в результате проходящих по
нервам раздражений. В свою очередь инкреты могут влиять на периферические окончания нервов и не
Hosted by uCoz