Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 584 
Next page End  

связях. Выделить существенные для действия реальные зависимости от случайных условно-временнЫх
связей можно, только изменяя ситуацию, т. е. воздействуя на не¸. Развитие интеллекта поэтому
существенно обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального,
— способностью к манипулированию и произвольному движению. Существеннейшей биологической
предпосылкой развития интеллекта является развитие руки и зрения, способности производить
действия, изменяющие ситуацию, под контролем зрения и таким образом наблюдать результаты
собственного воздействия на окружающий мир: образ действия не в
меньшей мере определяет образ
познания, чем образ познания — образ действия.
В силу этой зависимости развития интеллекта от развития руки и зрения, от способности активно
воздействовать на окружающее и наблюдать результаты этого воздействия, биологические
предпосылки интеллекта зарождаются у обезьян, у которых впервые развивается манипулирование под
контролем высоко развитого зрения. Интеллект в специфическом смысле слова развивается у человека в
ходе исторического развития на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой деятельности
действительность, человек познает е¸ и, познавая, изменяет. Интеллект человека, служащий для
познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на
действительность.
При этом интеллектуальная деятельность характеризуется не только своеобразными
механизмами, но и специфической мотивацией. Она выступает в виде любопытства, любознательности,
в виде специфической познавательной формы интереса к окружающему. Было бы неправильно
приписывать этот интерес какому-то специфическому исследовательскому импульсу, будто бы
заложенному в природе обезьяны или человека. В действительности этот интерес, любознательность,
любопытство являются потребностью, которая возникает в процессе деятельности, расчленяющей и
изменяющей окружающие предметы. Интерес, сначала проявляющийся в стремлении манипулировать
вещами, именно этим манипулированием или, точнее, теми изменениями, которые оно производит в
вещах, вероятно, первично главным образом и порождается. «Исследовательский» импульс — это
прежде всего интерес к предмету, порожд¸нный теми изменениями, которым он подвергается в
результате воздействий на него: познавательный, теоретический интерес зарождается в практической
деятельности.
Интеллект и «разумная» деятельность, с ним связанная, являются продуктами длительного
развития. Они исторические понятия. Возникнув в результате развития, они сами развиваются. На
различных ступенях развития «интеллект» и связанная с ним разумная деятельность существенно
изменяются.
Развитие интеллекта выражается, во-первых, в изменениях не только количественных, но и
качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма интеллектуальной
деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции проникают во вс¸ более глубокие слои
сущего, по мере того как развиваются формы действенного проникновения в окружающее и изменения
действительности. Анализ и синтез зарождаются в действии и сначала производятся практически, как
практические анализ и синтез в действии. В дальнейшем у человека интеллектуальные операции
становятся не только «практическими» — вплет¸нными непосредственно в структуру действия, — а
также и теоретическими, вс¸ более опосредованными.
Развитие интеллекта выражается, во-вторых, в изменении и других форм поведения; инстинкт,
приобретая вс¸ более лабильные формы,
переходит во влечение, в котором закрепл¸н лишь исходный
импульс действия и завершающий его осуществление акт, а весь промежуточный процесс, от которого
зависит, будет ли влечение удовлетворено, когда, как, при каких условиях, — переходит уже к
интеллекту. Навык перестраивается не менее радикально: у человека появляются навыки, которые
целиком строятся на основе интеллектуальной деятельности: посредством специальной тренировки или
упражнения в навык превращается интеллектуальная по сути операция.
Вместе с тем, в-третьих, изменяются и взаимоотношения между интеллектом, навыком и
инстинктом. Сначала элементы интеллекта заключены внутри инстинкта и навыка, проявляясь не в
строго стереотипных, изменяющихся применительно к ситуациям формах как одного, так и другого.
Навык как индивидуально приобретаемая форма поведения, изменяющаяся под влиянием личного
опыта, особенно близок к интеллекту. То, что из перспективы высоко развитого интеллекта
представляется в виде генерализованного навыка, вариативного в способах своего осуществления,
является собственно ещ¸ не расчлен¸нным единством навыка и некоторых элементарных зачатков
интеллекта. Недаром обучаемость животных, способность их изменять сво¸ поведение на основе
личного опыта, трактовались обычно под рубрикой «ум» животных. Это недифференцированное
Hosted by uCoz