Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 584 
Next page End  

виде.
В зависимости от изменяющегося соотношения строения и функции и поведения в ходе
биологического развития психики выделяются различные подступени, а именно:
1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т. е. формы
поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения
по
отношению к жизненно
важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения
наследственной организации.
2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.
Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а)
индивидуально-изменчивые формы поведения, которые основываются на функциональных
стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной
ситуации, лишь поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-
изменчивые формы поведения типа навыков; б) индивидуально-изменчивые формы поведения,
связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.
В пределах группы II, характеризующей развитие сознания, мы будем различать два этапа,
определяемые уровнем общественной практики: на первом — представление, идеи, сознание
непосредственно ещ¸ сплетены в материальную практическую деятельность и в материальное общение
людей; на втором — из практической деятельности выделяется теоретическая деятельность и в связи с
этим существенно перестраиваются и изменяются все стороны психики.
В ходе развития все эти ступени не наслаиваются внешним образом друг на друга, а друг в друга
переходят. В ряде случаев эти переходы уже могут быть намечены.
Так, переход от поведения, регулируемого градиентами, физико-химическими процессами, к
поведению, которое регулируется через посредство органов чувств и нервной системы и включает
чувствительность, т. е. примитивные формы психики, опосредован возникновением нервной системы.
Возникновение же нервной системы, которая служит для проведения импульсов и интеграции
деятельности организма, в процессе проведения раздражения и интеграции деятельности организма
посредством градиентов (см. дальше) и совершается; интеграционные функции порождают нервную
систему как орган, как механизм, осуществляющий эти функции, а нервная система в соответствии со
своим строением порождает новые формы интегрирования, новые функции, в том числе и психические.
Дальнейший этап в развитии психики и поведения — возникновение более сложных
инстинктивных форм поведения, связан с возникновением дистантрецепторов. Здесь снова отч¸тливо
выступает развитие, становление, переход от одной ступени к другой — в процессе образования
дистантрецепторов, выделяющихся из контактрецепторов в связи со снижением их порогов.
Далее, на другом полюсе отч¸тливо выступает конкретно-реальная диалектика перехода от
биологических форм психики к историческим формам сознания в процессе труда.
Различные формы поведения, характерные для каждой из этих ступеней, и признаки, их
характеризующие, также не внеположны, а взаимосвязаны. Так, в инстинктивных формах поведения,
противопоставляемых индивидуально-изменчивым формам поведения, наследственность и
изменчивость даны в единстве. Это выражается, во-первых, в наследственной изменчивости самых
инстинктов, которые в своей наследственной фиксированности являются продуктами эволюции. Это
выражается, во-вторых, в том, что инстинктивные формы поведения у каждого индивида опосредованы
его индивидуальным развитием, фиксируясь в течение эмбрионального периода или даже в первых
действиях постэмбрионального периода (опыты Л. Верлена). Далее, в реальном поведении одного и
того же и индивида и вида обычно представлена не одна, а несколько форм поведения в единстве, в
котором одна из них является лишь преобладающей. Так, например, даже у высших беспозвоночных, у
которых наследственная стереотипность инстинктов особенно выражена, налицо и известная
индивидуальная выучка (опыты К. Фриша над пч¸лами).
Наконец, не только у одного и того же индивида определ¸нного вида, но и в одном и том же акте
поведения сплошь и рядом в качестве компонентов включаются различные формы поведения: так, когда
цыпл¸нок начинает клевать з¸рна и только их, — это и инстинкт и навык в едином акте.
В развитии выше намеченных форм поведения имеется, как мы видели, известная
преемственность, взаимосвязь и многообразные переходы между последующими и предшествующими,
низшими и высшими ступенями. Однако это развитие совершается не прямолинейно и не в порядке
непрерывности, а с резкими скачками, разрывами непрерывности (в порядке «раздвоения единого»,
развития по расходящимся линиям и иногда возрастающей дивергенции). Так, например, наиболее
фиксированные и слепые инстинктивные реакции типа цепного рефлекса на определ¸нный, узко
Hosted by uCoz