Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 569 
Next page End  

Вспомните, что стереотипы — это обобщенные представления о группе людей и что как таковые
они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них
«рациональным зерном». (Они могут быть также и самоосуществляющимися пророчествами.) В главе 5
мы отмечали, что среднестатистические мужчина и женщина действительно несколько отличаются друг
от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и
сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Значит ли это, что нам следует признать гендерные
стереотипы верными? Нередко они именно таковы, замечает Жанет Свим (Swim, 1994). Она нашла, что
стереотипные представления студентов Университета штата Пенсильвания о нетерпеливости,
чувствительности к невербальному общению, агрессивности и прочим качествам мужчин и женщин
весьма близки к реально существующим гендерным различиям. Более того, эти стереотипы весьма
живучи и присущи разным эпохам и разным культурам. Обобщив данные, полученные в 27 странах,
Джон Уильямс и его коллеги пришли к выводу о том, что женщины повсюду воспринимаются как более
сговорчивые существа, а мужчины — как более склонные «к перемене мест» (Williams et al., 1999,
2000). Живучесть и вездесущность гендерных стереотипов натолкнули эволюционных психологов на
мысль о том, что они отражают данную нам от рождения, стабильную реальность (Lueptow et al., 1995).
Однако степень соответствия отдельных индивидов этим стереотипам варьируется в очень
широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу» (Hall &
Carter, 1999). Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом
деле незначительны; к этому выводу пришла Кэрол Линн Мартин, проведя опрос посетителей
Университета Британской Колумбии (Martin, 1987). Она предлагала респондентам перечень личностных
качеств и просила их отметить, какие из этих качеств присутствуют у них, и сказать, сколько примерно
(в процентах) североамериканских мужчин и женщин наделены каждым из этих качеств. Оказалось, что
мужчины действительно несколько более, чем женщины, склонны приписывать себе уверенность в
собственных силах и стремление доминировать; одновременно выяснилось, что они менее, чем
женщины, склонны характеризовать себя как людей мягких и сочувствующих другим. Но стереотипные
представления явно преувеличивали эти различия, ведь людям казалось, что североамериканские
мужчины чуть ли не вдвое более уверены в себе, чем женщины, и примерно вполовину менее склонны к
состраданию и к проявлениям нежности.
<Женщины прекрасны прежде всего потому, что их так [воспринимают]. [Мужчины]
воспринимаются как превосходящие женщин по определенным деловым качествам (склонности к
соревновательности и доминированию], которые рассматриваются как качества, необходимые для
достижения успеха в оплачиваемой работе, особенно в тех ее сферах, в которых заняты
преимущественно мужчины.>
Стереотипы (убеждения) и предрассудки (установки) — это разные вещи. Стереотипы способны
подкреплять предрассудки. Однако при этом человек может не иметь предрассудков, но считать, что
«хоть мужчины и женщины — разные, тем не менее они равны». Поэтому давайте посмотрим, как
исследователи изучают гендерные предрассудки.
Гендерные установки. Судя по тому, как респонденты отвечают на вопросы исследователей,
которые проводят опросы общественного мнения, установки относительно женщин изменились так же
быстро, как и расовые установки. В 1937 г. на вопрос: «Поддержите ли вы на президентских выборах
кандидата от своей партии, если этим кандидатом будет женщина?», — утвердительно ответили треть
американцев; к 1988 г. готовых проголосовать «за» было уже 94% (Niemi et al., 1989; Smith, 1999). В
1967 г. 56% студентов-первокурсников американских колледжей были согласны с тем, что «замужняя
женщина не должна заниматься ничем, кроме дома и семьи»; к 2000 г. количество сторонников этого
тезиса уменьшилось до 22% (Astin et al., 1987; Sax et al., 2000).
По данным Элис Игли и ее коллег (Eagly et al., 1991) и Джеффри Хаддока и Марка Занны
(Haddock & Zanna, 1994), отношению к женщинам не присущи столь же негативные, на уровне
инстинкта, эмоции, которые проявляются в отношении некоторых других групп населения.
Большинство людей больше симпатизируют женщинам, чем мужчинам. Они считают женщин более
понимающими, добрыми и склонными к помощи. Следствием благоприятного стереотипа, который
Элис Игли называет эффектом «женщины прекрасны», становится благоприятная установка.
Однако гендерные установки нередко амбивалентны. К такому выводу пришли Питер Глик и
Сьюзн Фиске после того, как вместе со своими коллегами опросили 15 000 человек в 19 странах (Glick,
Fiske et al., 1996, 2000). Зачастую они представляют собой смесь благосклонного сексизма («Женщины
более нравственны») с враждебным («Стоит мужчине зазеваться — и он уже на коротком поводке»). И
потом, привязанность вовсе не всегда означает восхищение. Можно любить бабушек и тех, кто о нас
Hosted by uCoz