Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 617 
Next page End  

приемными родителями. В 1995 году «Малыш Ричард», как его называли во время судебных
разбирательств, был отнят от своих приемных родителей и передан биологическим родителям после
юридических баталий, которые продолжались в течение всех 4 лет его жизни.>
Поведенческие причины. Левинсон предполагает, что в жизни некоторых людей происходит
уменьшение числа позитивных вознаграждений, в результате чего они совершают все меньше и меньше
конструктивных действий. Это, в свою очередь, приводит их в состояние депрессии. Например, когда
молодая женщина завершает обучение в колледже и начинает работать, она перестает получать
вознаграждения, связанные с жизнью в студенческом сообществе; или же стареющий баскетболист
может лишиться вознаграждений в виде высоких заработков и славы, утрачивая свою спортивную
форму. Хотя многим людям удается наполнить свою жизнь иными видами вознаграждений, некоторые
теряют веру в свои силы. Позитивных эпизодов в их жизни становится еще меньше, а уменьшение
вознаграждений приводит к очередному сокращению позитивных моделей поведения. Тем самым
человек может двигаться по спирали, все более и более приближаясь к депрессии.
Левинсон обнаружил, что количество вознаграждений, получаемых человеком, действительно
связано с возникновением или отсутствием депрессии. Субъекты с депрессией не только сообщают о
меньшем
количестве вознаграждений по сравнению с теми, кто ей не страдает, но когда число
получаемых вознаграждений возрастает, улучшается и их настроение (Lewinsjhn, Youngren & Grosscup,
1979).
Левинсон и другие бихевиористы полагают, что в этой нисходящей спирали особенно важное
значение имеют социальные вознаграждения (Peterson, 1993; Lewinsohn et al., 1984). Исследования
подтверждают, что депрессивные люди действительно получают меньше социальных вознаграждений,
чем те, кто не страдает депрессией, и что когда улучшается их настроение, увеличивается и число их
социальных вознаграждений. Хотя люди с депрессией иногда являются жертвами социальных
обстоятельств, вполне возможно также, что их однообразные модели поведения и мрачное настроение
способствуют снижению числа получаемых ими социальных вознаграждений (Davila et al., 1995; Segrin
& Abramson, 1994).
Поведенческая терапия. Согласно предложенной Левинсоном бихевиористской методике
лечения монополярной депрессии, терапевты стремятся к тому, чтобы жизнь их пациентов вновь
наполнилась приятными событиями и видами деятельности, устраняют их депрессивные модели
поведения и помогают им усовершенствовать свои социальные навыки (Lewinsohn et al., 1990,
1982;
Teri & Lewinsohn, 1986).
Сначала терапевт определяет виды деятельности, которые доставляют пациенту радость,
например, походы по магазинам или занятие фотографией, и побуждает человека составить недельный
график таких действий. Исследования показывают, что если жизнь человека обогащается позитивными
видами деятельности, это может действительно способствовать улучшению настроения (Leenstra, Ormel
& Giel, 1995; Teri & Lewinsohn, 1986).
<Депрессия у пожилых людей. Старость может сопровождаться потерей здоровья, близких
родственников и друзей, а также способности контролировать собственную жизнь. И
психодинамические и поведенческие терапевты связывают такие потери с повышенным
распространением депрессии, обнаруживаемым среди пожилых людей. Однако депрессия не является
неизбежной спутницей старения.>
Затем терапевты пытаются устранить депрессивные модели поведения. Бихевиористы
утверждают, что когда люди впадают в депрессию, их негативное поведение — жалобы, плач или
самоуничижение — отдаляет от них окружающих, уменьшая возможность позитивного подкрепления.
Чтобы изменить эту модель, терапевты стараются не замечать депрессивное поведение человека,
обращая при этом внимание на конструктивные высказывания и действия и как-то вознаграждая их
(Liberman & Raskin, 1971).
Наконец, Левинсон и другие терапевты бихевиористского направления обучают своих пациентов
эффективным социальным навыкам. В одной из программ групповой терапии, получившей название
обучения личной эффективности, участники группы работают друг с другом с целью
совершенствования «экспрессивных» действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация
голоса и поза (Hersen et al., 1984; King et al, 1974).
По-видимому, бихевиористские приемы Левинсона помогают лишь в ограниченной степени,
когда применяется только один из них. Например, в группе людей с депрессией, которым
рекомендовали обогатить свою жизнь приятными видами деятельности, отмечалось не больше
улучшений, чем в контрольной группе людей с депрессией, которым предлагали просто проследить за
Hosted by uCoz