Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 640 
Next page End  

к методам бихевиоральной терапии (см. Модификация поведения).
А. т. применяется, как правило, при
коррекции т. н. девиантного поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения,
различных сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а)
лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.: аметин, апоморфин,
антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных соматических ощущений, но в
сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к головокружению, рвоте и пр.); б) весьма
чувствительный, хотя и не представляющий опасности для здоровья и жизни удар электрическим током,
внезапный громкий шум и т. п.
В основе А. т. — выработка условного рефлекса, связывающего приятный стимул (алкогольный
напиток, сексуальный образ) с неприятным, в результате чего вырабатывается отвращение к стимулу,
который был для него приятным. В СССР в 1934 г. И. Ф. Случевский и А. А. Фрикен разработали
способ лечения алкоголиков, в котором аверсивным стимулом служил апоморфин: спустя 3 мин после
инъекции которого давали 25 г водки; для выработки условной тошнотно-рвотной реакции на запах и
вкус алкоголя было необходимо 15-20 повторений. Позже методика неоднократно модифицировалась
(И. В. Стрельчук и др.).
Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется целым рядом причин: 1)
недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней тяжестью вегетативных реакций, а также
недопустимостью использования рвотных агентов при
многих заболеваниях (сердца, желудочно-
кишечного тракта, почек, печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не
допускающими применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.)
АВОКАЛИЯ — См. Амузия.
АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА — группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В.
Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством
философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию
экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного
учителя Ф. Брентано.
А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой
поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин
«гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его
свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы
(в т. ч. экспериментально — на материале оптико-геометрических иллюзий,
патологии восприятия)
свойства, некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для
перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной
психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя
в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали
качество целостности («гештальт-качество») — напр. мелодию, форму — еще одним элементом
восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент — «автоматически»
(Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или
наличием такого акта объяснялись В А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических
иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).
Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной
психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении
образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем
восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е. Е.
Соколова.)
АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification)
самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой). В последнем
случае синонимически используется термин «групповая идентификация» (или «социальная
идентификация»). В этнографии и этнопсихологии широко используется термин «этническая А. (или
самоидентификация)». Психологи аналогично говорят о половой, возрастной, конфессиональной,
профессиональной, социальной А. (самоидентификации) личности. Следует различать процессы
формирования А., сформированные процессы (и механизмы) А. и их результаты в самосознании и Я-
концепции;
для результатов А. можно рекомендовать использование термина «идентичность» (см.,
напр., Половая идентичность, Социальная идентичность). В более узком смысле А. означает лишь те
процессы личностной идентификации, которые являются продуктом сознательных стремлений и усилий
личности, а не побочным продуктом стихийных процессов подражания,
заражения, психологической
защиты или результатом внешнего внушения и воспитания. (Б. М.)
Hosted by uCoz