Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 640 
Next page End  

ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ ОПЫТ (англ. double-blind experiment)
— процедура проведения
эксперимента или квазиэксперимента, при которой фактическая последовательность условий остается
неизвестной не только испытуемому (обычный слепой опыт; см. Наивный),
но также и
экспериментатору. Использование Д. с. о. позволяет исключить возможное влияние экспериментатора
на результаты опыта и тем самым повышает объективность экспериментального исследования. В
современных исследованиях эта цель достигается путем использования при проведении эксперимента
управляющих ЭВМ.
ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (англ. ambiguous figures, reversible figures)
изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся
у субъекта представлений. Выделенный предмет (фигура) становится объектом восприятия, а все, что
его окружает, отходит к фону восприятия. Так, рис.
2а может восприниматься то как изображение
черной вазы на белом фоне, то как два профиля лица человека на черном фоне. Возможны и более
многозначные изображения. Напр., при непрерывном рассматривании фигуры («фигура Шредера») на
рис. 2б
вид ее меняется, при этом можно наблюдать: 1) лестницу; 2) бумажную полосу, сложенную
гармошкой; 3) нависающий карниз. Двойственные или многозначные изображения объясняются тем,
что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково
соответствующие изображенному. Поэтому достаточно выделить к.-л. характерную деталь,
соответствующую определенному представлению, чтобы затем сразу же увидеть определенный
предмет.
Рис. 2. Примеры двойственных изображений.
Добавление: Классической фигурой с обратимой перспективой является куб Неккера; это Д. и.
названо в честь швейцарского математика и физика Луиса Альберта Неккера (1730-1804), который
сообщил о том, что кристаллы и их рисунки во время научных наблюдений кажутся спонтанно
обращающимися по глубине (что, конечно, весьма затрудняет их визуальное исследование).
Вышеупомянутая обратимая ваза опубликована в 1915 г. датским философом Эдгаром Рубином (1886-
1951); эта ваза весьма популярно иллюстрирует обратимость фигуры и фона. Д. и. нередко встречаются
на картинах известных художников, примером чему может служить картина Сальвадора Дали
«Невольничий рынок с появлением незаметного бюста Вольтера» (при рассматривании с близкого
расстояния доминируют фигуры людей, при увеличении дистанции наблюдения становится заметен
бюст Вольтера). Др. примером поразительного соревнования фигуры и фона является гравюра М.
Эшера «Концентрический предел IV (Небо и Ад)»: здесь спонтанное чередование дьяволов и ангелов,
которому нет конца, символично и имеет глубокий философский смысл. Теоретическое значение Д. и. в
психологии восприятия состоит в том, что они убедительно доказывают известный тезис гештальт-
психологии об относительной независимости перцептивного целого от сенсорных элементов. Способ
доказательства прост: на одном и том же сенсорном базисе, при одной и той же стимуляции могут
возникать совершенно разные перцепты. Т. о., Д. и. доказывают тот же тезис, что и эффект
транспозиции (заключающийся в демонстрации постоянства, устойчивости перцептивного целого при
полной смене сенсорного базиса), но прямо против. способом. (Б. М.)
ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ нгл. deautomatization of movements)
утрата
автоматизированности двигательного действия (временная или постоянная). Причинами Д. д. м. б.:
чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий; слишком большие произвольно допущенные
вариации в движении; большие перерывы в применении навыка; частые микропаузы (особенно при
необходимости длительного «врабатывания» или вхождения в работу). Ср. Дезавтоматизация,
Реавтоматизация движений. (А. И. Назаров.)
ДЕБИЛЬНОСТЬ см. Умственная отсталость.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(англ. deviation — отклонение) — действия, не
Hosted by uCoz