Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 640 
Next page End  

применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.
При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и
продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно
у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение
психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий
ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического
развития.)
Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики,
позволяющие
устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого
возрастного этапа.
Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием
запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических
исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического
материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка
(В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А.
Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл,
Дж. Брунер, Г.
Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников
(Швейцария).
В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный
вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского,
В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П.
Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др.
Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н.
Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А.
В. Запорожец, Д. Б. Эльконин,
А. А. Люблинская, по психологии школьников А. А. Смирнов,
Г. С.
Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.
Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически
сложившихся форм человеческой деятельности.
В этом процессе дети приобретают соответствующие
знания и умения:
у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание
природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его
психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры
формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и
музыкального слуха, логического мышления и т. п.).
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления
различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается
закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению
внутренних, умственных действий,
позволяющих ориентироваться в соответствующей области
действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных
представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего
психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на
основе сознательно поставленных целей (см. Воля).
Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения»,
возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к
др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом,
занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по
Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия
различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной
периодизации психического развития.
Психологические особенности ступеней развития изменяются в
ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней
развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных
психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого
возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех
способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.
Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след.
возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный
возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет),
Hosted by uCoz