Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 640 
Next page End  

4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выросли
самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития
в онтогенезе Д. Б. Эльконина,
теории развивающего обучения В. В. Давыдова,
теория формирования
перцептивных действий А. В. Запорожца и др.);
5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и
деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами
не только школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др. известных психологов (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев,
А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.);
6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли
конкретных форм деятельности в их восстановлении (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В.
Зейгарник и др.).
В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших
теоретических проблем психологии, в т. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой
деятельности (деятельность действие операция
функциональный блок),
проблема строения
сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл),
проблема интериоризации как
важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с
использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе
общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных
отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др). (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: В ситуации сов. «идеологического общежития», когда стали запрещаться не
только многие научные направления, но целые отрасли и даже науки, Рубинштейн и Леонтьев
поступили довольно остроумно и мудро, отдав психологию «на сохранение» философской категории
деятельности, бесцеремонно приватизированной марксизмом. Психологи, которым категория
деятельности не подошла, спрятались за ленинской «теорией отражения» (и зеркало корчит всезнайку.
— О. Мандельштам). Категория деятельности служила для Рубинштейна и Леонтьева своего рода
заказником, резервацией, средством идеологической защиты психологии, выживания ее как науки.
Психика либо отождествлялась с деятельностью, либо деятельность выступала в качестве практически
единственного объяснительного средства, синонима т. н. принципа детерминизма всей психики. В итоге
психология оказалась внутри относительно безопасного, с идеологической т. зр. круга деятельности
и/или «круга отражения», что и позволяло ей существовать. Оба, особенно Леонтьев, писали не самым
простым языком, что закрывало на территорию Д. п. вход профанам. Они дискутировали друг с другом
по частным вопросам. Под защитой Д. п. ряд замечательно философски и идеологически беззаботных
ученых проводили психологические исследования. Действительным предметом их работ была не
деятельность как таковая, а некоторые особые ее виды, да и то не в полном объеме, напр., игровая,
учебная, трудовая, спортивная. При их изучении использовался и развивался концептуальный аппарат
Д. п. Было предложено большое число концептуальных схем анализа деятельности, ни одна из которых
не имеет явных преимуществ по сравнению с др.
Главным достижением Д. п. является то, что в его рамках сформировалось продуктивное
направление — психология действия, которое представляет собой квинтэссенцию Д. п. (см. Юдин Э.
Г.). Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические,
умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи,
способы выполнения и условия осуществления.
Редукция психики к действию оказалась не хуже, а во многом лучше, чем редукция психики к
рефлексам, реакциям, ассоциациям, гештальтам, поведению,
отражению, познанию, переживанию,
гуманизму, нейронам. Перечисленные формы редукции живы до сих пор.
Оценивая претензии Д. п. на создание психологической теории, приходится констатировать их
чрезмерность. Деятельность сама нуждается в объяснении. По пути от сознания, личности, души, духа к
деятельности психология делает первые шаги. Сейчас психология должна отдать долг и взять «на
сохранение» Д. п., разумеется, отпустив на свободу свое сознание, освободившись от рабской
зависимости от нее, от полной идентификации себя с ней. См. также Деятельность как
методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity;
нем. Tatigkeit)
— активное взаимодействие с окружающей
действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно
воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.
Вследствие чрезвычайной
сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях
филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления
Hosted by uCoz