Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 640 
Next page End  

практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет
развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см. Ориентировочная деятельность), заключающейся
в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется
ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед
ним задачи (см. Психика, Развитие психики).
В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей
действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и
разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном
узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю,
непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и
явлений (см. Инстинкты животных).
Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии
физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды
человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития
возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.
Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные
элементы,
составляющие ее примерное содержание: мотивы,
побуждающие субъект к Д.; цели
образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор),
с помощью
которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с
действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее
состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий —
операции,
обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения
необходимого результата.
Как показали исследования рос. психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А.
Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно
зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведенные исследования (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что
на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений
формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие
человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).
В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства Д. человека, что
определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом
психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью
выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного
развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение
в школьном) приобретает
ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см.
Ведущая деятельность, Деятельность детская).
См. также Деятельность (как методологическая
проблема психологии), Деятельностный подход в психологии, Психология.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии) философская и
общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. — это синоним
творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «Д., по самому
существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того,
что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский).
В
самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к
окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование
этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин).
Д. меняет и
преобразует и действующего индивида.
В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций:
1) Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; 2) Д. как предмет
объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической
картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее
понятий; 3) Д. как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования
и/или развития на основе фиксированных принципов; 4) Д. как предмет проектирования, т. е. выявление
способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.; 5) Д. как ценность в
различных системах культуры.
Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В
Hosted by uCoz