Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 640 
Next page End  

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ направление в исследовании
психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже.
Предмет генетической психологии изучение
происхождения и развития интеллекта у ребенка; формирование фундаментальных понятий, таких как
объект, пространство, время, причинность и др.; особенности детской логики; сходство и различие
психики ребенка и психики взрослого человека. Однако главная задача этой науки — изучение
механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его
поведения. В Ж. ш. г. п. изучают, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к
др., от простой структуры умственной деятельности к более сложной, и каковы причины этих
структурных преобразований.
Для выявления этих механизмов в Ж. ш. г. п. был разработан новый метод психологического
исследования —
метод клинической беседы,
когда изучаются не симптомы, внешние признаки
явления, а процессы, которые приводят к их возникновению. По образному выражению Э. Клапареда,
этот метод позволяет исследователю устремляться за убегающей мыслью, обнаруживать ее,
преследовать до тех пор, пока не удастся «ее схватить, вскрыть
и воочию показать загадку ее
построения».
Систематическое исследование мышления и речи ребенка с помощью клинического метода
позволило открыть новые факты. Важнейший из них — эгоцентризм (см. Пиаже, Центрация) ребенка
— основная особенность его мышления, его умственная позиция. Как показали многочисленные
исследования психологов Ж. ш. г. п. (Пиаже, Б. Инельдер, Е. Шеминский и др.), развитие на всех
уровнях эволюции интеллекта ребенка есть переход от эгоцентризма через децентрацию к более
объективной умственной позиции. Такой переход Пиаже назвал основным законом психического
развития.
Психологи Ж. ш. г. п. связывают качественное своеобразие умственного развития ребенка с теми
структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действиям. Внешние
материальные действия ребенка до 2 лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно,
благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (подражание, игра,
умственный образ, рисунок,
речь)
в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. Там они
сокращаются, координируются с др. действиями и уже в младшем школьном возрасте превращаются в
операции. В генетической психологии, созданной Пиаже, операция рассматривается как основная
единица мышления (см. Операции интеллектуальные).
Аналог операций на сенсомоторном уровне
развития ребенка, конкретные и формальные операции составляют 3 фундаментальные структуры
интеллекта. Процесс их достижения позволяет разделить весь ход психического развития на 3 больших
периода, и в каждом намечается ряд стадий. Открытие стадий развития интеллекта —
второе после
эгоцентризма, крупное достижение психологов Женевской школы.
Наряду с описанием последовательности стадий развития женевских психологов интересует
внутренняя логика развития интеллекта. Они пытаются осмыслить факты детского развития в аспекте
их жизненного, биологического значения и поэтому связывают развитие детского мышления с
общебиологическими способами жизнедеятельности организма, ассимиляцией, аккомодацией,
адаптацией.
В постоянном взаимодействии и противоречии процессов ассимиляции и аккомодации, в
постоянной тенденции к уравновешиванию их женевские психологи видят внутренний источник
непрерывности психического развития.
Общую картину развития интеллекта в Ж. ш. г. п. пытаются дополнить изучением
эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматриваются как целиком
подчиняющиеся интеллекту. В последнее время женевские психологи проявляют интерес к процессу
обучения, к исследованию развития ребенка в разных культурах, к диагностике психического развития,
к вопросам изучения патологии мышления. Новые исследования проводятся и в области
психолингвистики. Все эти исследования осуществляются в рамках концепции Пиаже и подтверждают
ее основные принципы: 1) благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но величина и
природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития; 2) социальные влияния подчинены
схемам и структурам, лишь с помощью последних субъект способен воспринять эти влияния; 3)
порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения
могут варьировать в зависимости от ряда внешних факторов; 4) законы познавательного развития
универсальны: они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного
познания.
Генетическая психология как наука была создана для того, чтобы на ее основе можно было
построить генетическую эпистемологию — учение о происхождении и развитии научного дознания.
Hosted by uCoz