Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 640 
Next page End  

постоянная, вследствие чего м. б. использован в качестве единицы измерения любой величины
ощущения.
С помощью математики Фехнер теоретически обосновал тот известный факт, что ощущение
изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Согласно З. Ф., возрастанию силы
раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии
(напр., если сила раздражителя возрастет в 100 раз, то сила ощущения возрастет только в 2 раза).
Долгое время З. Ф. считался единственно возможной теоретической конструкцией основного
психофизического закона. В настоящее время предложены многочисленные варианты последнего, но
существенных преимуществ по сравнению с З. Ф. у них нет. См. Закон Стивенса, Психофизика.
ЗАКОН ХИКА (англ. Hick's law)
экспериментально установленная зависимость времени
реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И.
Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick,
1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида:
ВР = a + b•log (n + l),
где ВР — значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; a
и b
константы; n
число равновероятных альтернативных сигналов. «+ 1» в скобках репрезентирует
дополнительную альтернативу — случай пропуска сигнала.
Эквивалентная формулировка З. Х.: время реакции возрастает как линейная функция количества
информации (измеренной в битах). Син. закон Хика-Хаймана.
ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (в теории Л. С.
Выготского).
Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают
онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно
формулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто он ограничивался
одним законом, который представлен в разных редакциях и с разными названиями: «общий
генетический закон культурного развития», «закон социогенеза высших форм поведения», «основной
фундаментальный закон построения ВПФ», «общий закон для построения всех ВПФ», «закон двойного
появления ВПФ в истории развития ребенка», «самый важный и основной из генетических законов».
Именно этот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных теории Выготского, а наиболее
цитируемой является формулировка из работы «История развития ВПФ»: «Всякая функция в
культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом
— психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как
категория интрапсихическая».
Однако в трудах Выготского есть и др. законы развития ВПФ. В «Педологии подростка»
упомянутый выше закон приводится как второй в ряду из трех законов. Напомним их: 1. Закон перехода
от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Этот закон
можно назвать «законом опосредствования». 2. Закон социогенеза: переход от социальных
(интерпсихических) к индивидуальным формам поведения, в результате чего средства социальной
формы поведения становятся средствами индивидуальной формы поведения. 3. Закон перехода
функций извне внутрь: «Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом
вращивания» (см. Интериоризация). Позднее, в работе «Мышление и речь», Выготский сформулировал
еще один закон, который можно считать дополняющим и замыкающим данный ряд. (Сам Выготский
ввел этот закон без указания на его положение в ряду др. законов.) 4. «Общий закон развития состоит в
том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии к.-л. функции.
Очевидно, данный закон можно назвать «законом осознания и овладения». (См. также:
Интеллектуализация.)
Имеются ли к.-л. критерии для проверки точности формулировок и названий? Иначе говоря,
существует ли внутренняя логика в этом законодательстве? Можно ли считать, что приведенные четыре
закона образуют полный набор? Если принять, что они являются законами переходного типа, которые
описывают переход от одной стадии развития к след., то очевидно, что количество законов должно
составлять N - 1,
где N — количество стадий. Поэтому поставленные вопросы связаны с выявлением
стадий развития.
Чаще всего в работах Выготского встречается четырехстадийная схема (реже — трехстадийная)
культурного развития как в общественно-историческом, так и онтогенетическом планах. Первый
вариант этой схемы появился еще в статье «Проблема культурного развития ребенка» (1928). В
последующих работах она повторялась с непринципиальными изменениями названий стадий.
Очевидно, в рамках четырехстадийной схемы максимальное количество законов переходного типа не м.
Hosted by uCoz