Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 640 
Next page End  

тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).
Центральным вопросом теории детской И. является вопрос об ее историческом происхождении.
Необходимость исторического исследования для построения теории И. отмечал Е. А. Аркин. Д. Б.
Эльконин показал, что И. и, прежде всего, И. ролевая возникает в ходе исторического развития
общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение И.
происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным
включение ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой И. начинается и новый,
дошкольный период в развитии ребенка (см. Дошкольный возраст). В отечественной науке теорию И. в
аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка
разрабатывали Л. С. Выготский, Леонтьев, Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.
И. — важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая
форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей.
Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет
выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Мотивация И. лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей И.
является роль.
Кроме роли в структуру И. включаются игровое действие (действие по выполнению
роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В И. также выделяются
сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок
воспроизводит в И. Содержанием же являются
воспроизводимые ребенком в И. отношения между
взрослыми.
И. обычно носит групповой (совместный) характер. Группа играющих детей выступает по
отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и
поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В И. выделяются реальные отношения детей
(между участниками И.) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).
И. проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная
И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит И.
сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В
конце дошкольного детства появляется И. с правилами — осуществляется переход от И. с открытой
ролью и скрытым правилом к И. с открытым правилом и скрытой ролью. Михайленко выделяет 3
постепенно усложняющихся способа И.: 1) развертывание и обозначение условных предметных
действий в И.; 2) ролевое поведение — обозначение и реализация условной игровой позиции; 3)
сюжетосложение — развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и
планирование.
Дадим более подробную характеристику различных видов И. у дошкольников.
Ролевая И. основная форма И. детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего
и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая И. —
деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают
действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое
применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на др. предмет, и он
используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя
ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами,
установление отношений с др. детьми в соответствии с их ролями. Ролевая И. вызывает у ребенка
глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством
выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в
процессе коллективной И. при реализации ее общего замысла. В ролевой И. происходит развитие
важнейших новообразований дошкольного возраста: развитие
воображения,
становление элементов
произвольного поведения, развитие символической функции.
И. с правилами — вид групповой или парной И., в которой действия участников и их
взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех
участников. Переход к И. с правилами подготавливается при проведении ролевых И., где они связаны и
скрыты в роли. Начальные формы И. с правилами носят сюжетный характер, напр. «кошки-мышки». И.
с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные
спортивные И. двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.). См. также
Обобщенный другой.
Режиссерская И. вид индивидуальной И., когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с
помощью игрушек. В режиссерской И. ребенок выполняет и функцию режиссера (удержание замысла
Hosted by uCoz