Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 640 
Next page End  

навыком и восприятием;
3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным
(интуитивным) дооперациональным мышлением;
4) мобильные, обратимые формы, способные
группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» И.
Когнитивистский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой
определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных
компонентов выполнения традиционных тестов,
чтобы выявить роль этих компонентов в
детерминации тестовых результатов.
Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником
которого является англ. психолог Чарлз Спирмен (Spearman, 1863-1945). Он выдвинул концепцию
«генерального фактора»,
g, рассматривая И. как общую «умственную энергию», уровень которой
определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при
выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов.
Ч. Спирмен выявил также «групповые» факторы И. (механический, лингвистический, математический),
а также «специальные» факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов. Позже Л.
Терстоун разработал мультифакторную модель И., согласно которой существует 7 относительно
независимых первичных интеллектуальных способностей.
Однако исследования Г. Айзенка и др.
показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим
Терстоуном, выделяется общий фактор.
Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в
которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу
наиболее распространенных принадлежит также концепция амер. психолога Р. Кеттелла о 2 видах И.
(соответствующих 2 выделенным им факторам): «текучем» (fluid)
и «кристаллизованном»
(cristallized). Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на
единую общую способность и представлениями о нем как о множестве умственных способностей. По
Кеттеллу, «текучий» И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым
ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; «кристаллизованный» И. выступает при
решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам),
в
большой степени заимствованному из культурной среды. Помимо 2 общих факторов Кеттелл выделил
также парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор
визуализации), а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам
Спирмена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Кеттелла: с возрастом (после 40-
50 лет) снижаются показатели «текучего» И., а показатели «кристаллизованного» остаются в норме
почти неизменными.
Не меньшую популярность имеет модель амер. психолога Дж. Гилфорда, который выделил 3
«измерения И.»: умственные операции; особенности материала, используемого в тестах; полученный
интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов («куб» Гилфорда) дает 120-150
интеллектуальных «факторов», часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических
исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение «социального И.» как совокупности
интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования
и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению
(способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу
креативности;
указанная способность противопоставляется способности к конвергентному
мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью
усвоенных алгоритмов.
Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные
способности», большинство исследователей сходится на том, что общий И. существует как
универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически
детерминированное свойство н. с., определяющее скорость и точность переработки информации.
В
связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного И. и др.
наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем,
способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию (см.
Тьюринга тест).
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля
генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов обычно
колеблется от 0,5 до 0,8. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И.,
несколько меньшая у невербального. Невербальный И. («И. действия») более тренируем.
Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний:
Hosted by uCoz