Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 640 
Next page End  

особенностях ситуации — и в первую очередь — в столкновении реальных интересов групп.
Когнитивный подход подчеркивает роль когнитивных установок групп в отношении друг друга:
межгрупповая враждебность возможна и без противоречия интересов, но при условии негативных
аттитюдов (см. Предрассудок).
Роль установок м. б. двоякой: как подчеркивающей (при
конкуренции), так и затушевывающей (при кооперации) воспринимаемые различия между группами.
Предприняты попытки связать остроту и длительность К. м. с особенностями групп — субъектов
конфликта. По мнению нем. философа и социолога Георга Зиммеля (1858-1918), острота К. м.
повышается при большей эмоциональной сплоченности групп, их организованности, включенности в
широкую социальную структуру (что повышает их контактность и снижает изолированность) и
большей степени «доконфликтного» согласия между ними. Помимо того, К, м. отличается большей
остротой, если он становится «самоцелью» и воспринимается участниками как выходящий за рамки их
индивидуальных целей. (И. А. Мещерякова.)
Добавление ред.: Позитивные функции К. м. описаны амер. психологом и социологом Льюисом
Козером, который в 1950-х гг. систематизировал взгляды Г. Зиммеля. Среди них:
1. Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп:
широко известно утверждение, что дружить легче против кого-то; несомненно, внешний враг может
помочь усилению консолидации между членами группы (этот механизм неоднократно использовался в
истории политики).
2. Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и
межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так
и групп: позитивным выходом из К. м. может стать более отчетливый свод правил межгруппового
взаимодействия, демаркация границ между группами или подразделениями, сферами их компетенции и
ответственности.
3. Получение информации об окружающей социальной среде: К. м. может использоваться как
инструмент для более глубокого понимания ситуации; в аналогичной функции применяется т. н.
«разведка боем».
4. Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль: К. м.
может привести к перераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, нового
баланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации.
5. Нормотворчество: при позитивном разрешении К. м. фиксируются новые правила
взаимоотношений между субъектами К. м. и между третьими силами, чьи интересы также
фигурировали в его ходе.
6. Создание новых социальных институтов: К. м. — один из «родоначальников» новых
организаций и направлений деятельности; большое число организаций возникло в процессе и в
результате отделения групп сотрудников от материнской организации; именно К. м. позволил им
сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежних сослуживцев и
руководителей.
7. Интенсификация рефлексии: в процессе К. м. активизируются личностные и интеллектуальные
силы оппонентов; они могут привести к новым, неординарным решениям; некоторые решения, для
кристаллизации которых в обычных условиях потребовались бы годы, достигают своей зрелости за
гораздо более короткие интервалы времени.
8. Качественные преобразования: в результате разрешения К. м. могут возникать новые
структуры, не имевшие предшественников в доконфликтной ситуации; это касается как социальных и
организационных систем, так и технических решений; то же можно сказать о многих образцах
социальной и материальной жизни. (Е. Б. Моргунов.)
КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ — понятие из области психологии конфликтов, которое, несмотря на
широкое распространение, отличается разнообразием вкладываемых значений.
Можно выделить 3
основных значения.
1. Один из типов межличностных конфликтов, отличительной особенностью которых является
«почва возникновения» — нарушение норм ролевого взаимодействия, выполнения индивидом
определенных социальных функций, имплицитно или эксплицитно диктуемых статусом, позицией в
системе межличностных отношений (см. Роль).
Сам факт выхода за рамки ролевых предписаний
является скорее необходимым, чем достаточным условием возникновения К. р. В основе невыполнения
ролевого поведения могут лежать различные причины (напр., невольное нарушение норм вследствие
неполного знания их; вынужденное нарушение вследствие особых ситуаций; сознательное нарушение
как демонстрация неприятия навязываемой роли; отсутствие или нарушение единства понимания роли
Hosted by uCoz