Navigation bar
  Print document Start Previous page
 240 of 640 
Next page End  

жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме Л. с. с разной степенью полноты и
адекватности. Л. с. — это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика;
одни и те же явления могут иметь разный Л. с. для разных людей. Познание Л. с. ч.-л. для другого
человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно. Л. с. объекта
или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами,
потребностями и ценностными ориентациями субъекта. Соответственно, в Л. с. отражается не только
сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с
конкретными мотивами, потребностями и ценностями.
Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым
выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности,
характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации
мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем
переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст
смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате
перестройки самих мотивов и ценностных ориентаций. См. также Смысловой барьер. (Д. А. Леонтьев.)
ЛИЧНОСТЬ (англ. personality;
от лат. persona
маска актера; роль, положение; лицо,
личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им
в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В гуманистических
философских и психологических концепциях Л. — это человек как ценность, ради которой
осуществляется развитие общества (см. И. Кант).
При всем многообразии подходов к пониманию Л.
традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л.,
отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы,
истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся
в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека,
явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4)
несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно
независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического
направлений современного человекознания;
5) разведение исследовательской установки,
ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической
установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными
обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития
человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент,
биологический возраст, пол,
тип телосложения, нейродинамические свойства н. с.,
органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии
созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.
В основе созревания
индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и
возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией,
геронтологией,
психоэндокринологией и сексологией. (См. также Конституция человека.)
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы
социализации человека, освоения им социальных норм и ролей,
приобретения социальных установок
(см. Аттитюд)
и ценностных ориентаций,
формирование социального и национального характера
человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком
смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии,
этнопсихологии,
истории психологии. (См. также Базисная структура личности, Маргинальная
личность, Психология социальная.)
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности,
самосознания и творчества Л.,
формирования человеческого Я, борьбы мотивов,
воспитания
индивидуального характера и способностей,
самореализации и личностного выбора, непрестанного
поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается общая психология Л.; разные
аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и
гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений
проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и
наследственности (см. Конвергенции теория).
В рамках культурно-исторического системно-
деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой
Hosted by uCoz