Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 640 
Next page End  

М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя
умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации — мысленный М. При символическом М.
девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него
личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист
регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа,
запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом.
Так, выделяют
кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену)
— половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения.
Польский сексолог К. Имелинский видит проявления кандаулезизма в творчестве Рубенса.
Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что
ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является
фиксация в процессе психосексуального развития сильной эмоциональной реакции на ощущение
собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне
приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают пажизм и
сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим с психологическим
равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. «Естественный» и
наиболее приемлемый партнер для мазохиста — садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться
ролями (см. Садомазохизм). (И. А. М.)
МАКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye macromovements) движения глаз, амплитуда которых
превышает несколько десятков угл. мин. Впервые были описаны и систематизированы нем. физиологом
Мюллером в 1-й пол. XIX в. К числу М. г. относят вергентные движения и версионные движения.
МАКРОПСИЯ (от греч. makros большой + opsis
зрение) — видение предметов (особенно
удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате
поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора,
однако чаще всего она возникает
вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае
не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях
уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением
их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения.
МАКРОЭРГОНОМИКА (англ. macroergonomics)
— раздел эргономики,
рассматривающий
дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социотехнический системный подход сверху-вниз к
дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей
системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в
микроэргономический дизайн интерфейсов человек—работа, человек—машина, человеко-программное
обеспечение. С помощью М. подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех
компонентов рабочей системы. См. Микроэргономика. (К. В. Самойлов.)
МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ (1930-1990) философ, большую часть
жизни проведший в России, получивший на Западе имя «Грузинский Сократ». М. говорил, что
«философия — это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте,
Прусте и изданные на их основе
книги (в обработке Ю. П. Сенокосова) оказывают заметное влияние на психологов. Идеи М. о
превращенных формах сознания,
о человеческой свободе, свободном действии,
о культуре,
о
расширении сферы объективного за счет включения в нее субъективного, об онтологии сознания и
психики, об эстетике мышления,
природе мысли и творчества,
о невербальном внутреннем слове, о
рефлексии,
о хронотопе и дискретности жизни психологии еще предстоит освоить. М. постоянно
настаивал, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы
мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим: человек должен узнавать себя в
мысли философа, говорил М. В его лекциях и книгах необычайно и непривычно для сов. философии и
науки сильны гражданские мотивы: «А планида наша — мастеровой труд, в себе самом
исчерпывающееся достоинство ремесла, "пот вещи", на совесть сработанной. Сказав это, я чувствую,
насколько это похоже на клятву Мандельштама "четвертому сословию". Поэтому то же самое, что я
сказал о философах, гораздо поэтичнее можно сказать его же, Мандельштама, словами: "Мы умрем, как
пехотинцы, но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи"». О самом М. и его преждевременной
кончине можно сказать словами любимого им Мандельштама: «Видно, даром не проходит шевеленье
этих губ». (В. П. Зинченко.)
МАНЕРА (от франц. maniere).
1. Прием, способ ч.-л. делать.
2. Индивидуальный стиль поведения (в т. ч. общения), привычки человека. Ср. М. жестикуляции,
Hosted by uCoz