Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 640 
Next page End  

убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать,
радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под
которой понимается деятельность,
обусловленная системой социально-значимых норм и оценок,
образцов и правил общения,
принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на
взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной
информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация.
В социальной
психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения.
Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда
стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80
гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального
управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что
теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей
философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад
в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, Х. Криса, Н.
Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др.
М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории; 3)
многообразием коммуникационных каналов; 4) вариативностью коммуникативных средств. Эта
цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление
сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование
общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов,
манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой
информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций,
межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности,
на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов.
В «Словаре М. к.» Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном
подхода: отправитель (адресант)
самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью
процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом
(коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая
функция) и т. д.
Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5
элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает?
(анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому
сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного
процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной
схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель
сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст
сообщения; 7) сообщение (информация).
В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей,
читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения м. б.
направлены либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Помимо упомянутой
линейной модели М. к. предложены также интерактивная и трансакционная. Отличительными чертами
интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации; для
трансакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений
коммуникаторами. (А. Б. Мещеряков.)
МАСС-ЭФФЕКТ см. Локализация высших психических функций.
МАСТУРБАЦИЯ см. Онанизм.
МАХА ПОЛОСЫ (англ. Mach bands) зрительная иллюзия, которую можно классифицировать
как эффект одновременного краевого контраста. Эффект впервые описан австрийским физиком и
философом Э. Махом (1860-е гг.) и носит его имя. Стимулом, на который смотрит наблюдатель,
являются два гомогенных поля (пятна), имеющих разную яркость и разделенных областью
постепенного, плавного яркостного перехода (градиента) от яркости одного поля к яркости др. В этой
ситуации наблюдатель на краях переходной области видит иллюзорные полоски: на границе светлого
пятна видится еще более светлая полоса, а на границе темного пятна — еще более темная полоса. Т. о.,
вместо монотонных переходов яркости «наблюдаются» резкие перепады, что можно также назвать
«подчеркиванием (или усилением) контраста».
М. п. объясняются (с 1940-х гг.) на основе явления латерального торможения между соседними
Hosted by uCoz